Страница 2224

БЕРГЕР (Berger; наст фам . Штайнбергер, Steinberger) Хельмут (р. 1944), австрийский актер. Прославился, снимаясь в фильмах Л. Висконти: "Гибель богов" (1969), "Людвиг" (1972), "Семейный портрет в интерьере" (1974). Игра Бергера, исполняющего обычно роли людей надломленных, снедаемых тайными пороками, отличается тонким изяществом и глубоким психологизмом.

ОЛЕЙНИК Ольга Арсеньевна (р . 1925), российский математик, академик РАН (1991). Труды по дифференциальным уравнениям, математике, физике. Государственная премия СССР (1988).

ДЕФЛЕГМАЦИЯ (от де ... и греч. phlegma - влага; жар, огонь), преимущественная конденсация высококипящих компонентов при охлаждении смеси паров и газов. В результате происходит обогащение смеси низкокипящими компонентами. Дефлегмация используется при дистилляции и ректификации.

МЕЧЕТЬ (от араб . масджид - место поклонения), мусульманское культовое сооружение. С 7-8 вв. мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, и многоколонный молитвенный зал; в 10 в. появились айваны по осям двора, а позже монументальные порталы на главном фасаде. Развивались центрические купольные мечети.

ПОДРЫВНАЯ МАШИНКА , см. Взрывная машинка.

СТОКТОН (Stockton) , город на западе США, шт. Калифорния. 211 тыс. жителей (1990, с пригородами 481 тыс. жителей). Порт на канализованной р. Сан-Хоакин. Пищевая (главным образом плодоконсервная), деревообрабатывающая, химическая промышленность, машиностроение. Университет. Художественный музей.

БЛОУТ (Blout) Элкан (р . 1919), американский биохимик, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1976). Труды по исследованию протеолитических ферментов и белков в мембранах эритроцитов.

СИММЕТРИЯ СРТ (СРТ-теорема) , состоит в том, что процессы в природе не меняются (симметричны) при одновременном проведении трех преобразований: переходе от частиц к античастицам (зарядовое сопряжение, C), зеркальном отражении (пространственная инверсия, P) и замене времени t на ?t (обращение времени, T); следует из основных принципов квантовой теории поля.

СТАРОБИНСКИЙ (Starobinski) Жан (р . 1920), швейцарский историк культуры, литературный критик. Пишет на французском языке. Представитель т. н. "женевской школы", автор трудов о М. Монтене, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, статей о творчестве П. Целана, И. Бонфуа, Ф. Жакоте и др. Труды "Живой взгляд" (т. 1-2, 1961-70), "Портрет художника в образе акробата" (1970), "Год 1789: Эмблемы разума" (1973), "Система ориентиров" (1989).

ЗАМОК , укрепленное жилище феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Ср. Азии возводились в хорошо защищенных местах; главная башня (донжон, кешк) окружалась валами, рвами, стенами. Суровые, мощные замки с 11-12 вв. становятся более живописными, свободными по планировке, с 13-14 вв. превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли.

КОКСИНГА , см. Чжэн Чэнгун.

ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ , группа родственных языков, относятся к индоиранской ветви семьи индоевропейских языков. В истории иранских языков выделяется 3 периода: 1) древнеиранские языки: мидийский, авестский, древнеперсидский, скифский (2-е тыс. до н. э. - 4-3 вв. до н. э.);..2) среднеиранские: среднеперсидский (пехлеви), парфянский, бактрийский, сакский, согдийский, хорезмийский, среднеосетинский (аланский) (4-3 вв. до н. э. - 8-9 вв. н. э.);..3) новоиранские: персидский, таджикский, фарси-кабули, или дари, пушту, или афганский, белуджский, курдский, осетинский, татский, талышский, ягнобский, памирские (с 8-9 вв. н. э.). Иранские языки всех 3 периодов делятся на 2 группы: восточную и западную.

ЛООС (Loos) Адольф (1870-1933) , австрийский архитектор. В 1890 путешествовал по Америке, где познакомился с архитектурой Л. Салливана и его последователей, стал сторонником функционализма. Вернувшись в Вену выступил с критикой декоративизма в архитектуре и сформулировал основные принципы новой эстетики простоты ("Орнамент и преступление", 1908). Интерьеры и постройки Лооса, решенные в неорнаментальном геометрическом стиле ("Картнер-бар", Вена, 1907; "Дом Штайнера", 1910), сыграли значительную роль в становлении интернационального стиля.

portfolius.ru © 2008
Написать письмо