Страница 2279

ТРИБОМЕТРИЯ (от греч . tribos - трение и ...метрия), методы измерения силы или коэффициента внешнего трения и величины износа трущихся поверхностей.

ВАЗГЕН I (Левон Карапет Абрамович Палчян) (1908-94) , с 1955 верховный патриарх и католикос всех армян. В 1943 принял монашество и сан архимандрита, с 1951 епископ. В 1947-55 возглавлял армянскую епархию в Румынии.

МАБИНИ (Mabini) Аполинарио (1864-1903) , руководитель революционного крыла филиппинского национально-освободительного движения, в 1899 глава правительства Филиппинской республики.

СТРЕЛА ПОДЪЕМА , в строительстве - максимальная высота подъема геометрической оси (или срединной поверхности) криволинейной конструкции (арки, свода и т. п.) над прямой (или плоскостью), соединяющей ее опоры.

ШАРПАК (Charpak) Жорж (р . 1924), французский физик. Родился в Польше, с 1932 во Франции. Изобрел многопроволочную пропорциональную камеру и многие другие детекторы частиц. Нобелевская премия (1992).

ДОЛЬЧИНО (Dolcino) (? - 1307) , вождь крестьянско-плебейского восстания 1304-07 в северо-западной Италии, направленного против феодальных повинностей и церковных властей. Последователь Сегарелли, возглавивший вслед за ним апостоликов. В 1307 повстанцы были разгромлены, Дольчино казнен.

ШАХРУХ (1377-1447) , сын Тимура, правитель Хорасана (с 1397), государства Тимуридов (с 1409); пытался предотвратить его распад.

ВШИ , отряд кровососущих вторичнобескрылых насекомых. Ок. 300 видов. Паразиты человека и млекопитающих. На человеке паразитируют головная вошь, длина до 4 мм, платяная вошь, длина до 4,7 мм, а также площица, или лобковая вошь, длина до 1,5 мм. Могут служить переносчиками инфекционных заболеваний (сыпной тиф, возвратный тиф и др.). Вши животных на человека не переходят.

ФИНН , в ирландской мифологии герой, сын Кумалла, предводитель легендарной военной дружины - фиана, чьи подвиги традиция относит к 3 в. Особый интерес к образу Финна (иначе Фингала) в эпоху романтизма был вызван изданием в 1765 Д. Макферсоном сборника поэм, приписываемых барду Оссиану, сыну Финна.

ДУХОВ ДЕНЬ , христианский религиозный праздник (2-й день Троицы).

ТВЕРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ , Тверь, основан в 1971. Подготовка по математическим, физическим, химическим, биологическим, экономическим, юридическим, историческим, филологическим, педагогическим и др. специальностям. В 1993 св. 8 тыс. студентов.

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна [21 июня (2 июля) 1881 , село Нагаево под Тулой - 17 октября 1962, Париж], живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Выдающийся представитель русского авангарда начала 1910-х гг., один из самых ярких сценографов 20 века. Наталия Гончарова происходила из рода пушкинских Гончаровых (двоюродная правнучка жены поэта). В 1901 поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры к С. М. Волнухину и П. П. Трубецкому, однако вскоре обратилась к занятиям живописью (класс К. А. Коровина); затем оставила училище, но поддерживала с ним связь до 1909. В начале творческого пути художница, по собственным словам, "более всего училась у современных французов"; выйдя замуж за выдающегося живописца М. Ф. Ларионова, она полностью разделила его устремления и художественные взгляды, всегда оставаясь, однако, самостоятельной величиной в искусстве. В 1907-11 гг. живопись Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива. Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного. В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль "Евангелисты" из четырех полотен, масло, Русский музей, серии "Сбор винограда" и "Жатва", каждая из девяти картин). Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах "Жатвы" главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия ("Птица-Феникс", "Ангелы, мечущие камни на город", обе в Третьяковской галерее). Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме - привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество. С начала 1910-х гг. Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма ("Аэроплан над поездом", масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань). После кубофутуристического периода разрабатывала новое направление - изобретенный Ларионовым лучизм. Но и в "лучистских" полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира ("Лучистское построение", масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, "Лес", масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария). В графике данного периода Гончарова чаще всего сочетала приемы лучизма и кубофутуризма - в этом ключе проиллюстрированы некоторые футуристические книги А. Е. Крученых и В. Хлебникова ("Мирсконца", М., 1912; "Игра в аду", М., 1912; "Взорваль", СПб., 1913; "Пустынники", М., 1913). Начав выставляться с 1904, Гончарова в 1906 была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества "Бубновый валет". В 1911-12 - член группы "Ослиный хвост", в 1913 входила в группу "Мишень". Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском "Синем всаднике" (1912). В 1914 Гончарова по заказу С. П. Дягилева создала эскизы оформления оперно-балетной постановки "Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова. Спектакль имел шумный успех в Париже; в 1915, приняв предложение Дягилева постоянно работать в антрепризе, она вместе с Ларионовым покинула Москву. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939). Центр французского периода Гончаровой - театр. Вплоть до смерти Дягилева в 1929 она была одним из ведущих художников его антрепризы ("Испания" М. Равеля, 1916; "Ночь на Лысой горе" М. П. Мусоргского, 1923, "Жар-птица" И. Ф. Стравинского, 1926 и др.). Многие ее станковые вещи 1920-30-х гг. были связаны с миром театральной декорации или костюма. В 1920-е гг. и позднее занималась живописью, иллюстрировала книги и работала как художник-декоратор над театральными постановками. В 1950-е гг. писала многочисленные натюрморты и полотна "космического цикла". Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х гг. - их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Работы Гончаровой представлены во всех крупных музейных собраниях мира.

portfolius.ru © 2008
Написать письмо