Страница 2423

РЕГАТА (итал . regata, от riga - ряд, линия), спортивные соревнования из серии гонок на гребных, парусных или моторных судах.

ИМАЖИЗМ (англ . imagism от image - образ), модернистское течение в английской и американской поэзии (1910-20-е гг.; Т. Е. Хьюм, Э. Паунд, Эми Лоуэлл и др.). Воспринял философию интуитивизма; культивировал "чистый" образ, усложненную метафору, игру ритмов, свободный стих как средство постижения "хаотичного мира".

МЕЩЕРСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ (Мещера) , низменная зандровая равнина между реками Клязьма на севере, Москва на юго-западе, Ока на юге и Судогда и Колпь на востоке. Высота от 80 до 130 м. Смешанные леса, на песках - сосновые боры; по долинам рек - луга; много болот и озер. Характерны ландшафты ополий.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (специальные исторические дисциплины) , изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников (генеалогия, геральдика, дипломатика, историческая метрология, нумизматика, палеография, сфрагистика, хронология и др.).

ОБНОВЛЕНЦЫ , движение в Русской православной церкви, оформившееся после Октябрьской революции. Выступали за "обновление церкви", модернизацию религиозного культа. Боролись против руководства официальной Русской православной церкви, заявляли о поддержке советской власти и лояльном отношении к ней. В 1943-46 самоликвидировались, влившись в состав Русской православной церкви.

МЕТИЛАМИН , CH3NH2, бесцветный газ с запахом аммиака, tкип -6,32 °С. Применяется для синтеза лекарств, красителей и др.

ЗОЛОТОЕ ОРУЖИЕ (с 1913 Георгиевское оружие) , вид награды (холодное оружие) в русской армии и военно-морском флоте с 18 в. за боевые заслуги. В числе награжденных П. А. Румянцев, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли.

КРЫМСКИЙ ЗАПОВЕДНИК , в центральной части горного Крыма; филиал - Лебяжьи о-ва у северо-западного побережья полуострова. Основан в 1923, в 1957-91 заповедно-охотничье хозяйство. Площадь 44,2 тыс. га. Сосновые, дубовые, грабовые леса, горные луга. Олень, косуля, акклиматизирован муфлон. У Лебяжьих о-вов колонии птиц.

КЛЕВЕРНАЯ БОЛЕЗНЬ , отравление животных, чаще лошадей, при скармливании большого количества клевера розового. Симптомы: покраснение кожи, сыпь, желтуха, расстройство функции центральной нервной системы.

АБДАРРАХМАН III (891-961) , эмир Кордовского эмирата с 912, халиф Кордовского халифата с 929. Организовал гвардию из рабов. Создал флот, сильнейший на Средиземном м. Правление Абдаррахмана III - вершина могущества кордовских Омейядов.

СМОГ (англ . smog, от smoke - дым и fog - туман), аэрозоль, состоящий из дыма, тумана и пыли. Возникает в атмосфере промышленных городов из частиц сажи, пепла, продуктов сухой перегонки топлива; во влажной атмосфере содержит также капельки жидкости. В жаркую сухую погоду наблюдается в виде желтоватой пелены. Может быть причиной заболеваний органов дыхания, кровообращения.

МУШКЕТОВ Иван Васильевич (1850-1902) , российский геолог, исследователь Ср. Азии, Урала, Кавказа. Дал геологическое и орографическое описание Ср. Азии, предложил первую схему ее геологического строения. В 1881 совместно с Г. Д. Романовским составил первую геологическую карту Туркестана. Труды "Туркестан" (т. 1-2, 1886-1906), "Физическая геология" (ч. 1-2, 1888-91).

ЗИНОВИЙ (Зинон) Тирский (Сидонский) (ум . ок. 310), пресвитер, священномученик, один из 156 христианских мучеников, пострадавших в гонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви 17 (30) сентября.

ЛИХОСЛАВЛЬ , город (с 1925) в Российской Федерации, Тверская обл. Железнодорожная станция. 13,4 тыс. жителей (1989). Заводы: "Светотехника", радиаторный, льнообрабатывающий.

ИНТРАЗОНАЛЬНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ , естественная растительность, которая не образует самостоятельной зоны, а входит в состав одной, нескольких или всех основных растительных зон. Напр., растительность речных наносов, различных водоемов, береговых дюн. Иногда интразональная растительность преобладает над зональной, напр., болота Западной Сибири в таежной подзоне.

ДИАСТЕРЕОМЕРИЯ , вид пространственной изомерии химических соединений, не являющихся оптическими изомерами (см. Энантиомерия). Различают ?-диастереомерию, когда изомеры отличаются друг от друга конфигурацией части имеющихся в них элементов хиральности (напр., D-глюкоза и D-манноза), и ?-диастереомерию, или цис-транс-изомерию.

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904) , российский живописец. Был близок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871-74), Отечественной войны 1812 (1887-1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических позиций обличал завоевательные войны. Погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре.ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич [14 (26) октября 1842, Череповец - 31 марта (13 апреля) 1904, Порт-Артур, ныне Люйшань], российский художник. Крупнейший мастер батального жанра в русской живописи 19 в.Годы учения Выходец из семьи помещика, в 1850-60 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине флотского гардемарина. Плавал в 1858-59 на фрегате "Камчатка" и других кораблях в Данию, Францию, Англию. Отказавшись от карьеры морского офицера, в 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но, неудовлетворенный консервативной системой преподавания, оставил ее в 1863. Приехав в Париж в 1864, пользуется советами Ж.-Л. Жерома, посещая его мастерскую в Школе изящных искусств. С большой симпатией относится к Товариществу передвижных художественных выставок, участвуя в их экспозициях.Путешествия Неутомимый путешественник, Верещагин ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Зап. Европу, дважды посетил Туркестан (1867-68, 1869-70); участвуя в колониальных походах русских войск, дважды был в Индии (1874-76, 1882). В 1877-78 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-89 (а также 1902) США, в 1901 - Филиппины, в 1902 - Кубу, в 1903 - Японию. Путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы. "Туркестанская серия" Пейзажам и жанровым картинам художника свойственна этнографическая точность наблюдений, романтический восторг перед многообразной красотой мироздания и быта населяющих его народов. Напротив, батальные композиции Верещагина выделяются своим жестким критическим реализмом, что отвечает общей тенденции изо-искусства 2-й половины 19 в., которое все решительнее переходит от бравурных, классицистско-романтических "триумфов победителей" к натуралистически откровенным образам трагической "изнанки войны". Так, знаменитая "туркестанская серия" Верещагина (1869-73), будучи живописной летописью российского завоевания Средней Азии, не лишена пропагандистских имперских амбиций (тем более, что художник не прочь подчеркнуть доблесть русских и, напротив, "варварство" и "садистическую жестокость" противника); но в целом картины, сам их желтовато-коричневый колорит, впитавший в себя дыхание пустыни, пронизаны чувством безысходности и бренности. Известнейшее полотно серии, "Апофеоз войны" (1870-71, Третьяковская галерея), - с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, - снабжено красноречивой надписью на раме: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим"."Индийская" и "балканская" серии Вслед за путешествием по Индии Верещагин (в основном в 1876) создает "индийскую серию" - с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1878-80 пишется "балканская серия", посвященная русско-турецкой войне. Симпатии к болгарскому народу, страдающему под игом Османской империи, не мешают художнику изображать поля сражений без всякого героико-патетического глянца, во всем их смертоносном ужасе. Особенно сильное впечатление на современников произвела картина "Побежденные. Панихида" (1878-79, там же), где под пасмурным небом расстилается целое поле трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли."Наполеон в России" Из последующих серий художника наибольшей популярностью пользовался цикл "Наполеон в России" (1899-1900), на темы Отечественной войны 1812 года, где, несмотря на высокое мастерство картинной режиссуры, верх все же берут бравурные эффекты своего рода "исторической оперы". В 1880-е гг. Верещагин не раз обращался к евангельским мотивам, трактуя и их с жестоким натурализмом, игнорирующим все привычные каноны (картины на тему Голгофы).Общественный резонанс В 1870-90-е гг. выставки Верещагина в России и за ее пределами вызывают бурный общественный резонанс. На определенный период он становится самым популярным русским художником за рубежом, оказывая большое влияние на развитие международного пацифистского движения. В России о нем восторженно отзываются такие выдающиеся представители либеральной интеллигенции, как критик В. В. Стасов и писатель В. М. Гаршин. Последний находит в его образах грозное пророчество, считая, что изображенные здесь ужасы "вспомянутся чрез много лет/ В день грозных бед!" ("На первой выставке картин Верещагина", 1874).Остро чувствуя своим темпераментом художника-публициста напряженный пульс времени, мастер вновь и вновь устремляется в горячие точки планеты и гибнет во время русско-японской войны, в Порт-Артуре, при взрыве броненосца "Петропавловск".В Череповце существует дом-музей Верещагина.Сочинения:Избранные письма. М., 1891.На войне в Азии и Европе: Воспоминания. М., 1894. Литература:В. В. Верещагин: Воспоминания сына художника. Л., 1982.Завадская Е. В. В. В. Верещагин. М., 1986.Лебедев А. К., Солодовников А. В. В. В. Верещагин. Л., 1987.Демин Л. С мольбертом по земному шару. Мир глазами В. В. Верещагина. М., 1991.М. Н. Соколов

portfolius.ru © 2008
Написать письмо