Страница 2484

ЧЕРЕК , река на Сев. Кавказе, правый приток Баксана. 76 км, площадь бассейна 3070 км2. Образуется слиянием рек Черек-Балкарский и Черек-Хуламский. Средний расход воды в верховьях 39,5 м3/с.

СДВИГОВАЯ ВОЛНА , поперечная упругая волна, распространяющаяся в твердом теле и вызывающая деформацию сдвига, смещения частиц в которой перпендикулярны направлению ее распространения.

ГАРТМАН Эдуард (1842-1906) , немецкий философ, сторонник панпсихизма. Основой сущего считал абсолютное бессознательное духовное начало - мировую волю ("Философия бессознательного"). В этике вслед за А. Шопенгауэром разрабатывал концепцию пессимизма.

КОРО (Corot) Камиль (1796-1875) , французский живописец. Наряду со строго построенными "историческими пейзажами" писал одухотворенно-лирические пейзажи, отмеченные богатством валеров, тонкостью серебристо-серой гаммы, мягкостью воздушной дымки, окутывающей предметы ("Воз сена", "Порыв ветра", ок. 1865-70).

ПРОКЛЕТИЕ , см. Северо-Албанские Альпы.

БУРЕЛОМ , деревья, сломанные ветром, обычно ниже кроны (массовый бурелом - во время бурь). Наиболее подвержены ель, пихта, сосна, осина.

ЮЖНЫЕ АЛЬПЫ (Новозеландские Альпы) (Southern Alps) , хребет на Южном о-ве Нов. Зеландии. Ок. 600 км. Высота до 3764 м (г. Кука). Ледники (общая площадь ок. 1000 км2).

САДИГИ-БЕК АФШАР (1533-1610-е гг .), художник тебризской школы миниатюры, поэт, историк литературы. Работал также в придворных мастерских в Казвине и, возможно, в Исфахане. Трактат об искусстве "Канун оссувар" ("Канон изображений").

ЖАРОВ Александр Алексеевич (1904-84) , русский поэт. В поэме "Гармонь" (1926) - быт деревни, образы комсомольцев 20-х гг. Стихи, тексты популярных песен (сборник "Счастье в каждый дом", 1975).

ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЕ НАБИВНЫЕ ПЛАТКИ , шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-80-х гг. Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) - один из старейших российских текстильных центров. В 18 - первой половине 19 вв. богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х гг. начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер. Особенности производства Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декорировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. По-прежнему популярен орнаментальный мотив "турецкие огурцы", заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху. Преобладает молочно-белый, черный, красный, темно-синий, вишневый фон. На протяжении 1920-30-х гг. в Павловском Посаде выпускались преимущественно хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного шерстяного платка было возрождено в послевоенные годы, когда стала активно применяться ручная набойка. Однако с конца 1950-х гг. ручное производство стало постепенно вытесняться современными печатными машинами и техникой фотопечати, и в настоящее время платков ручной набойки на Московском платочном объединении в Павловском Посаде вырабатывается немного. Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приемы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности колорита. Среди ведущих художников предприятия - Е. Регунова, З. Ольшевская, И. Додонова, К. Зиновьева, Н. Слащева.

ПОСТНИК , имя двух русских зодчих сер. 16 в.: 1) Постник Яковлев, псковский мастер, строитель части южных стен, ряда башен кремля (1556-62) и Благовещенского собора (1562) в Казани; ему приписывается также строительство собора (1560) Успенского монастыря в Свияжске. 2) мастер, построивший (совместно с Бармой) Василия Блаженного храм (Покровский собор, что на рву). Возможно, оба Постника (а также Барма и Постник) - одно и то же лицо.

ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА , в широком смысле - музыка в любых театральных спектаклях, включая постановки музыкального театра; обычно к театральной музыке относят только музыку для драматического театра, где она способствует раскрытию содержания спектакля.

ЗИНДЖИ , собирательное наименование племен чернокожих африканцев Вост. и Юж. Африки в средневековой арабской географической литературе; также рабы, привозившиеся в 7-9 вв. арабскими и иранскими работорговцами в некоторые области Арабского халифата, главным образом с невольничьих рынков Вост. Африки (араб. аз-Зиндж). Известны многие восстания зинджи в 9 в.

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ , город в Российской Федерации, Вологодская обл., на р. Сухона. Железнодорожная станция. 36,2 тыс. жителей (1992). Заводы: механический, литейно-механический, судостроительно-судоремонтный; щетинно-щеточная фабрика; деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность. Центр художественных ремесел (с 17 в.): чернение по серебру (см. Великоустюжское чернение по серебру), плетение, резьба и роспись по бересте (фабрика "Великоустюжские узоры"), чеканка и др. Краеведческий музей. Известен с 1207. Памятники архитектуры 17 в.: церковь Вознесения, Михаило-Архангельский и Троице-Гледенский монастырь, Успенский собор.

portfolius.ru © 2008
Написать письмо