Страница 2647

ВРАЗ (Vraz) Станко (1810-51) , хорватский и словенский поэт, деятель иллиризма. Представитель романтизма, основатель прогрессивной хорватской критики. Выступал за развитие национальной самобытной литературы на общенародном литературном языке. Сборник интимной и гражданской лирики "Голоса из Жеравинской дубравы" (1841), "Гусли и тамбура" (1845).

РОЧЕВ Яков Митрофанович (1909-77) , коми писатель. Трилогия "Два друга" (1951), "Ижма волнуется" (1959), "Светопреставление" (отдельное издание 1967) о борьбе народа коми за советскую власть.

ЛАНГ (Lang) Фриц (1890-1976) , немецкий кинорежиссер. В 1935-58 работал в США. Фильмы: "Нибелунги" (1924), "Метрополис" (1926), "Ярость" (1936), "Палачи тоже умирают" (1942), "Тысяча глаз доктора Мабузе" (1960) и др.

ДЖЕБЕЛЬ (арабское) , гора, хребет. Встречается также в географических названиях, напр. хр. Джебель-эш-Шарки.

ЗАИМОВ Владимир (1888-1942) , болгарский генерал-полковник (1944, посмертно), Герой Советского Союза (1972, посмертно). Участник Балканских войн 1912-13, 1-й мировой войны. В 1935 инспектор артиллерии болгарской армии. С 1939 в антифашистском движении. В 1942 казнен.

ИЗОФЕНЫ (от изо ... и греч. phaino - являю, показываю), изолинии, характеризующие сроки наступления какого-либо фенологического явления (напр., распускания сережек орешника).

ЛИМФАДЕНИТ , воспаление (увеличение, болезненность) лимфатических узлов при занесении в них возбудителей инфекции с током крови или лимфы.

ДЕТЕРМИНАНТ (от лат . determinans - определяющий), то же, что определитель.

ЭЛЬФЫ (нем ., единственное число Elf), в германских народных поверьях духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса, жилища людей и обычно благожелательные к людям.

ГЛЮКОНЕОГЕНЕЗ , процесс образования глюкозы в животном организме (преимущественно в печени) из белков, жиров и других веществ, отличных от углеводов, напр., из глицерина.

КРЕМЕНЕЦ , город на Украине, Тернопольская обл. Железнодорожная станция. 24,5 тыс. жителей (1991). Сахарный, табачно-ферментационный, маслосыродельный заводы, мебельная фабрика и др. Дом-музей Ю. Словацкого (родился в Кременце), краеведческий музей. Известен с 1226. С 14 в. в Литве и Польше, в 1793-1917 в Российской империи. С 1921 в Польше, с 1939 в составе Украины. Руины замка (кон. 13 - нач. 14 вв.), ансамбли монастыря (16-18 вв.) и коллегиума (18 в.), жилые дома (17 в.), Богоявленский собор (17 в.).

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич [20 мая (1 июня) 1844 , Петербург - 18 июля 1927, Борок, ныне Поленово Тульской области], российский художник. В своем творческом пути органично соединил верность традициям реализма 19 в. с чертами символизма и модерна. Родился в семье археолога и библиографа Д. В. Поленова. Учился в Академии художеств (1863-71), брал также частные уроки у П. П. Чистякова и И. Н. Крамского. Как пенсионер Академии художеств, посетил в 1872-76 Италию, Францию и Германию. Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1876 и как художник-корреспондент - в русско-турецкой войне 1877-78. Путешествовал по Ближнему Востоку и Греции (1881-82, 1899 и 1909), Италии (1883-84, 1894-95). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Пленэрная живопись Ранние картины Поленова (такие, как "Право господина", 1874, Третьяковская галерея) решены в духе салонного романтизма. Но славу ему принесли гораздо более естественные и задушевные образы, где влияние И. Е. Репина и А. П. Боголюбова соединилось с богатым опытом работы на пейзажной натуре. Мастерство пленэрной живописи, отдельные черты импрессионизма сочетаются в этих вещах ("Московский дворик", 1878; "Бабушкин сад", 1878; "Заросший пруд", 1879; все - там же) с задумчивой лирикой, созвучной "пейзажу настроения" саврасовско-левитановского толка. С годами Поленов стремится придать своей палитре все большую психологическую выразительность ("Больная", 1886, там же); его многочисленные - русские и зарубежные - этюды с натуры полны искренней теплоты чувства. Но это чувства скорее созерцательные, чем драматически страстные или мистические. Поэтому серия евангельских картин, над которой художник истово работал многие годы ("Христос и грешница", 1886-87, Русский музей; "На Тивериадском озере", 1888, "Среди учителей", 1896; обе - в Третьяковской галерее) производит двойственное впечатление. Считая, что от церкви, находящейся в состоянии глубокого упадка, свойство дарить людям "счастье и радость" переходит к искусству ("Иначе оно ничего не стоит", - из письма В. М. Васнецову, 1888), Поленов стремится решить нравственную сверхзадачу именно в религиозных образах, - которые, однако, очаровывают отнюдь не своим этическим посланием, а живостью пейзажных и этнографических наблюдений. Театр и архитектура Черты модерна, с его стремлением к созданию "сверхпроизведений", синтетически объединяющих разные виды искусства, отчетливей всего проявились в театральных и архитектурных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (опера "Призраки Эллады" на музыку самого художника, 1906 и др.), тесно сближая принципы "живописного театра" с музыкально-драматической фактурой пьесы. С 1910 художник активно содействует самодеятельному театральному творчеству, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 - Дом театрального просвещения имени В. Д. Поленова). Живой интерес мастера к национальной архитектурной старине проявился уже в этюдах, изображающих Теремной дворец и соборы Московского Кремля (1877). Поленов внес большой вклад в русский стиль внутри модерна, создав эскизы церквей, построенных в Абрамцеве (в соавторстве с В. М. Васнецовым, 1881-82) и Бехове под Тарусой (1906). Историческая стилизация под средневековье, характерная для этих храмов, отступает на задний план перед общей комфортностью и пластической выразительностью планировки и объемов в зданиях собственного дома (1891-92) и мастерской (так называемое "Аббатство", 1904) на Оке. После Октябрьской революции художник жил в своей усадьбе Борок, как на островке старой Руси, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882-95) были И. И. Левитан, К. А. и С. А. Коровины, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и др. известные мастера.

portfolius.ru © 2008
Написать письмо