Страница 256

РАБАУЛ (Rabaul) , главный город и порт на о. Нов. Британия (в составе государства Папуа - Нов. Гвинея), в Тихом ок. 15 тыс. жителей (1987). Торговый центр.

МАРЬЯНЕНКО Иван Александрович (1878-1962) , украинский актер, народный артист СССР (1944). На сцене с 1895. Работал в труппах под руководством М. Л. Кропивницкого, Н. К. Садовского и др. В 1923-1958 в Украинском театре им. Т. Г. Шевченко (Харьков). Профессор (с 1946) Харьковского института театрального искусства. Государственная премия СССР (1947).

КАЛАМ (араб . - речь, слово), течение в мусульманском богословии. Возникло в 8-9 вв. в неортодоксальной форме среди мутазилитов; в 9-10 вв. адаптировано к суннитскому правоверию ашаритами и матуридитами. Представители калама, мутакаллимы, в отличие от мусульманских традиционалистов, разрабатывали проблемы догматического богословия, опираясь на формально-логические доводы (соотношение божественной сущности и атрибутов, предопределения и свободы воли человека, божественной воли и естественной причинности и др.).

ИАННУАРИЙ Керкирский (ум . ок. 63), христианский мученик, бывший разбойник, обращенный ко Христу апостолами Иасоном и Сосипатром. Память в Православной церкви 28 апреля (11 мая).

ТОРФЯНОЙ БРИКЕТ , относительно прочные куски одинаковой формы, получаемые из высушенного и измельченного фрезерного торфа. Применяется как топливо. Теплота сгорания св. 17 МДж/кг.

АРИФМЕТИЧЕСКОЕ СРЕДНЕЕ , величина (a), получаемая делением суммы нескольких (n) величин (a1, a2,..., an) на число слагаемых: a = (a1 + a2 + ... + an)/n.

СИЛЬВЕСТР (? - ок . 1566), священник московского Благовещенского собора с кон. 1540-х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. Член Избранной рады. Автор особой редакции "Домостроя" и многих посланий. С 1560 в опале, постригся в монахи.

ЛЕДА , спутник Юпитера, открыт Д. Коуэлом (США, 1974). Расстояние от Юпитера ок. 11 млн. км, диаметр ок. 10 км.

БИОТИН (витамин H) , водорастворимый витамин; кофермент, участвующий в реакциях переноса CO2 к органическим соединениям, напр. при биосинтезе жирных кислот. Наиболее богаты биотином печень, почки, горох, бобы. В организме животных и человека синтезируется микрофлорой кишечника. Недостаток биотина вызывает главным образом поражения кожи.

ХАОС (греч . chaos), в греческой мифологии беспредельная первобытная масса, из которой образовалось впоследствии все существующее. В переносном смысле - беспорядок, неразбериха.

МИНАЕВ Дмитрий Дмитриевич (1835-89) , русский поэт-сатирик. Сотрудник демократических журналов 60-х гг. 19 в. ("Искра" и др.). Злободневные эпиграммы, стихи, фельетоны, пародии.

ШЛЕЗИНГЕР Джон (р . 1925), англо-американский кинорежиссер. Фильмы: "Полуночный ковбой" (1969), "Воскресенье, проклятое воскресенье" (1971), "День саранчи" (1975), "Марафонец" (1976), "Притон "Фривей" (1981) и др.

ЛОРРЕН (Lorrain) Клод (наст . имя Клод Желле - Claude Gellee) (1600, Шамань, близ Нанси - 23 ноября 1682, Рим), французский пейзажист, один из основоположников классицизма в европейском искусстве 17 в. Биография Родился в семье крестьянина в Лотарингии, отсюда его прозвище - Лотарингец (по-французски - Лоррен). Первые уроки рисунка получил у своего брата Жана Желле, резчика по дереву. Около 1613 приезжает в Италию, становится слугою сначала художника Кавалера Арпино, затем - Агостино Тасси. Вместе с Тасси и немецким пейзажистом Готфридом Вальсом в 1618-20 работает в Неаполе, затем - в Риме. В 1625 Лоррен через Венецию и Баварию возвращается в Лотарингию, где работает помощником Клода Дерюэ, выполняя фрески в Нанси. В 1627, уже навсегда, переезжает в Рим - Италия становится его новой родиной. К 1629 относится первая датированная картина "Пейзаж со стадом и крестьянином" (Музей искусств, Филадельфия). В 1629-35 пишет фрески в палаццо Крешенци и палаццо Мути. В конце 1630-х гг. - один из ведущих пейзажных мастеров в Риме. В 1633 принят в Академию св. Луки, в 1643 - в "Конгрегационе деи виртуози". Входит также в "Клуб перелетных птиц" (Бент), содружество иностранных художников в Риме (главным образом, выходцев из Франции, Германии и Голландии), где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище "огнепоклонник". Его ближайшие друзья - Никола Пуссен и Питер ван Лар, с которыми он обычно отправлялся на этюды за стены города. В доме Лоррена подолгу жили многие художники, прибывавшие в Рим, среди них его первый биограф Иоахим фон Зандрарт и голландский пейзажист Германн ван Сваневельт. Творческий метод Вдохновителями и непосредственными предшественниками Клода в области пейзажной живописи были Аннибале Карраччи и представители болонской школы - нидерландец Пауль Брилль (учитель А. Тасси), немец Адам Эльсхеймер. Руководствуясь мыслью об изначально разумной организации мира, открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы, Лоррен стремится создать свой идеально прекрасный его образ. Художник настолько детально изучил законы живописных соотношений природы, что мог создавать свои пейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба. По свидетельству Зандрарта, "чтобы проникнуть в сущность искусства пейзажа, [Лоррен] старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката; и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к замысленной им картине, достигая тем высшей правдивости, не известной до него". Композиция и сюжеты В отличие от Пуссена Лоррена не увлекали героические сцены истории Рима, его сфера - созерцательное состояние человека в природе. При почти неизменной композиции пейзажи Лоррена, подобно вариациям одной музыкальной темы, неповторимы, внимание его сосредоточено на тончайших градациях меняющегося в течение суток солнечного освещения. Обычные композиционные приемы художника, увлекающие взгляд зрителя вглубь картины, - замыкающие вид с боков "кулисы" деревьев или зданий, раскрывающие безграничность мира, изогнутая линия берега, уходящего в расстилающееся море, последовательный переход от теплых цветов переднего плана к холодным дальнего. У горизонта, всегда чуть в сторону от центра, художник помещает солнце, оно - главный герой его искусства. В солнечных лучах, исходящих из глубины, теряет очертания земной мир, тают силуэты зданий, деревьев, и наоборот, вместе со светом они обретают реальность, становятся осязаемыми, материальными - картина превращается в анфиладу светового пространства. В силу достоверности освещения картины Лоррена из Эрмитажа получили название "Утро", "Полдень", "Вечер" и "Ночь" (1651-72), составив как бы единый цикл. Почти все лорреновские пейзажи имеют сюжетную мотивировку, по крайней мере, были задуманы как пейзажи со сценами из мифологии, древней истории или с сюжетами на библейские темы ("Пейзаж с похищением Европы", 1655, Музей изобразительных искусств, Москва; "Пейзаж с Иезекиилем"; "Психея у дворца Амура"). Для образованного зрителя 17 столетия миф, язык символов и аллегорий был своеобразным ключом к восприятию пейзажа, определял его тему и настроение. "Герои" сюжетов в картинах Лоррена, однако, всегда играют роль незначительного стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане, в основном их писали другие художники, например, Лаури или Милль). Чтобы избежать участившихся подделок своих работ, Лоррен гравировал все картины и собрал их в "Книгу истины" - "Liber Veritatis" (195 гравюр; в настоящее время - в Британском музее), подарив это уникальное собрание своей приемной дочери Агнес. Влияние Живопись Лоррена оказала воздействие на развитие всего европейского пейзажа: рядом с ним сформировалась группа голландских пейзажистов итальянизирующего направления (Германн ван Сваневельт, Ян Бот, и др.), в 18-19 вв. его влияние испытали Гейнсборо, Тернер, Сильвестр Щедрин и др. Для Гете Лоррен был высшим идеалом в искусстве. Ф. М. Достоевский увидел в его картине "Пейзаж с Акисом и Галатеей" образ "золотого века" человечества.

portfolius.ru © 2008
Написать письмо