Страница 3372

КАЛАШНИКОВ Михаил Тимофеевич (р . 1919), российский конструктор, доктор технических наук (1971), полковник (1969), дважды Герой Социалистического Труда (1958, 1976). Создал автоматы АК и АКМ, пулеметы РПК, ПК, ПКТ и др. Ленинская премия (1964), Государственная премия СССР (1949). Генерал-майор (1994).

"ПРОЦЕСС 14-ти" , 24-28.9.1884 в Санкт-Петербурге над членами "Народной воли". Обвинение в подготовке государственного переворота и покушений на Александра II. Приговор: Н. М. Рогачев и А. П. Штромберг к смертной казни, 5 человек (в т. ч. В. Н. Фигнер) к вечной каторге, остальные к различным срокам каторги и ссылки.

ОКЕАНИЧЕСКИЕ ГЛУБОКОВОДНЫЕ ЖЕЛОБА , длинные узкие понижения дна океанов в переходной зоне между материком и океаном, представляющие современные геосинклинальные структуры. Глубина св. 6000 м. Расположены обычно с внешней (океанической) стороны хребтов островных дуг.

МЕТАМОРФИЗМ , процесс существенного изменения текстуры, структуры и минерального состава горных пород под воздействием температуры, давления и химической активности глубинных растворов (флюидов). К метаморфизму не относятся процессы изменения горных пород, происходящие при расплавлении и при выветривании. Различают региональный метаморфизм, динамометаморфизм, контактовый метаморфизм.

ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ , то же, что антирринум.

ПРЕДПРИЯТИЕ , самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в установленном законом порядке. Является, как правило, юридическим лицом - товариществом, акционерным обществом и т. п. ГК Российской Федерации предусматривает образование унитарных предприятий (только государственных и муниципальных) - коммерческих организаций, не наделенных правом собственности на имущество, закрепленное за ними его собственником. Имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

ПЕРМСКАЯ СИСТЕМА (ПЕРИОД) (пермь) , последняя (шестая) система (период) палеозойской эратемы (эры). Началась 28010 млн. лет назад, продолжительность 45 млн. лет. Пермская система выделена в 1841 английским геологом Р. Мурчисоном на Урале и Русской равнине (на территории б. Пермской губ., отсюда название). Подразделяется на нижний и верхний отделы. Общепринятой схемы расчленения на ярусы не существует. Пермский период характеризовался интенсивными тектоническими движениями, связанными с последними фазами герцинской складчатости и обширными регрессиями моря. В пределах современных материков преобладали континентальные условия, в которых формировались угленосные, соленосные и красноцветные отложения. Среди наземных растений преобладали членистостебельные папоротники, голосеменные; среди животных - земноводные, примитивные пресмыкающиеся, насекомые, в морях обитали фораминиферы, кораллы (ругозы), двустворчатые, брюхоногие и головоногие моллюски, мшанки, брахиоподы, морские членистоногие, морские лилии; из позвоночных - хрящевые акулообразные рыбы. В отложениях Пермской системы - угли, нефть и газ, каменные и калийные соли, медистые песчаники, фосфориты.

БАЯ-МАРЕ (Baia Mare) , город в Сев. Румынии, адм. ц. жудеца Марамуреш. 150 тыс. жителей (1989). Центр горнопромышленного района (медь, свинец, золото, серебро). Цветная металлургия, химическая, мебельная, текстильная, пищевая промышленность. Известен с 1329. Башня Штефана (15 в.).

ГРИЗОДУБОВА Валентина Степановна (1910/11-93) , российская летчица, Герой Советского Союза (1938), Герой Социалистического Труда (1986), полковник (1943). В 1938 совершила беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой. В Великую Отечественную войну командир авиаполка. С 1945 работала в авиационной промышленности.

ДУБРОВИН Николай Федорович (1837-1904) , российский военный историк, генерал-лейтенант (1888), академик Петербургской АН (1890). Труды по истории Кавказской и Крымской войн.

ЛОВЕЛЛ (Лоуэлл) (Lowell) Персиваль (1855-1916) , американский астроном. Основные труды по исследованию Марса. Получил большой наблюдательный материал, высказал гипотезу об искусственном происхождении "каналов". В 1915 вычислил орбиту и организовал поиски занептунной планеты (Плутон, открыт в 1930).

МОНЖ (Monge) Гаспар (1746-1818) , французский математик и инженер. Один из основателей Высшей нормальной и Политехнической школ в Париже (1794). Создал начертательную геометрию. Труды по дифференцированной геометрии и дифференцированным уравнениям.

ПОСНИКОВ Александр Сергеевич (1846-1921) , российский экономист. В 1912 член Государственной думы (примыкал к прогрессистам). В 1917 председатель Главного земельного комитета при Временном правительстве. В общинном землевладении видел спасение крестьянских масс от пролетаризации. Сторонник теории "устойчивости" мелкого крестьянского хозяйства.

ПОНТИЯ (греч . морская), в греческой мифологии распространенное прозвище богинь, связанных с морем (Афродиты, Фетиды, нереид).

БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757-1825) , российский живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера ("М. И. Лопухина", 1797). С 1800-х гг. испытал влияние классицизма ("А. Б. Куракин", 1801-02).БОРОВИКОВСКИЙ (БОРОВИК) Владимир Лукич [24 июля (4 августа) 1757, Миргород - 6 (18) апреля 1825, Санкт-Петербург], российский художник. По происхождению украинец. Один из лучших портретистов славянского века Просвещения.Родился в казачьей семье. Первоначальное художественное образование получил у отца-иконописца. Пройдя воинскую службу, занимался религиозной живописью в традициях украинского барокко ["Богоматерь с младенцем" (вероятно, из икон для миргородской Троицкой церкви), 1784, Музей украинского искусства, Киев]. В 1787 написал аллегорические композиции для торжественного оформления пути Екатерины II в Крым (не сохранились), после чего переселился в Санкт-Петербург, где был принят в доме Н. А. Львова; сблизился с выдающимися интеллектуалами того времени (помимо самого Львова, с В. В. Капнистом, Г. Р. Державиным, Н. И. Хемницером). Совершенствует мастерство, с 1792 занимаясь у австрийского живописца И. Б. Лампи-отца и пользуясь советами Д. Г. Левицкого. Активно претворяет опыт барочного искусства в религиозных заказах (живопись иконостасов Борисоглебского собора в Торжке, 1790-92, и Иосифовского собора в Могилеве, 1793-94; сохранилась лишь частично). В ранний петербургский период создает много миниатюрных портретов, обычно написанных маслом, но подражающих эмалевой живописи ("В. В. Капнист", начало 1790-х, Русский музей), а также малоформатных портретных картинок, близких по стилю к миниатюре ("Г. Р. Державин", 1795; "Торжковская крестьянка Христинья", ок. 1795; обе - Третьяковская галерея). Характерная для этих образов лирическая задушевность, внимание к частной, "естественной" жизни человека свойственны и некоторым парадным его портретам (прежде всего, знаменитому портрету Екатерины II (1794, Третьяковская галерея), изображенной в домашнем платье на прогулке в царскосельском парке). Переливчатые, нежные цветовые гаммы органично связывают фигуры с пейзажным фоном. Кисть мастера не столько заостряет индивидуальные черты, сколько отмечает общие свойства просветленной, облагороженной человеческой натуры, благодаря чему большинство его персонажей, в особенности женских, кажется связанным неким фамильным родством. Среди типичных работ этого периода - портреты Н. И. Куракиной (1795), Е. Н. Арсеньевой (1796, оба - Русский музей), М. И. Лопухиной (1797, Третьяковская галерея). Хрупкая, мечтательная красота последнего портрета век спустя вдохновила Я. П. Полонского ("Она давно прошла - и нет уже тех глаз,/ И той улыбки нет, что молча выражали/ Страданье - тень любви, и мысли - тень печали.../ Но красоту ее Боровиковский спас ("К портрету М. И. Лопухиной", 1885).Даже в более официозных образах Боровиковского живописная риторика предстает не блеском тщеславия, но выражением человеческого достоинства как такового; примером может служить портрет А. Б. Куракина (1801-02, Третьяковская галерея), в жизни чваного "павлина", как его звали современники. К числу самых эффектных работ мастера принадлежит портрет Павла I в коронационном одеянии (1800, Русский музей). Активное, героическое начало, предвосхищающее романтизм, четко проступает в портрете генерала Ф. А. Боровского (1799, там же). Прежняя воздушная дымка уступает более контрастным цветовым созвучиям в картине "Сестры А. Г. и В. Г. Гагарины" (1802); возрастает волевая собранность характеров ("Неизвестная в тюрбане" (возможно, писательница Ж. де Сталь, 1812; оба - в Третьяковской галерее). В 1810-х годах Боровиковский пишет все больше групповых портретов, сводящих воедино разные поколения ("А. И. Безбородко с дочерьми", 1803, Русский музей). В 1804-11 создает ряд колористически напряженных религиозных образов для Казанского собора в Санкт-Петербурге. Напротив, в поздних светских работах проявляется жесткость, суховатая педантичность манеры.В поздний период Боровиковский активно занимается преподаванием, организовав у себя дома нечто вроде частной школы (среди его учеников был А. Г. Венецианов).Литература:Алексеева Т. В. В. Л. Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII-XIX веков. М., 1975.М. Н. Соколов

portfolius.ru © 2008
Написать письмо