Страница 3660

СОВЕТ РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ (Совет обороны) , чрезвычайный высший орган Советского государства в 1918-20.

АМЛИНСКИЙ Владимир Ильич (1935-89) , русский писатель. Повести, рассказы (часто на документальной основе) о жизни молодежи ("Жизнь Эрнста Шаталова", 1968; "Нескучный сад", 1979), биографическая повесть об отце, ученом-генетике "Оправдан будет каждый час..." (1986). Очерк "На заброшенных гробницах..." (1988) о Н. И. Бухарине.

РИФТИН Александр Павлович (1900-45) , российский языковед. Труды в области ассириологии и общего языкознания. Исследовал экономику и право древней Вавилонии. Опубликовал вавилонские деловые и юридические памятники из отечественных собраний.

РЕПЕР (франц . repere) в пространстве (на плоскости), совокупность трех (двух) векторов с общим началом, не лежащих в одной плоскости (на одной прямой) и взятых в определенном порядке.

СКИПЕТР (от греч . skeptron), жезл, один из знаков монархической власти.

ТАТЕВОСЯН Егише Мартиросович (1870-1936) , армянский живописец, заслуженный деятель искусств Армении (1935). Реалистические пейзажи, портреты, картины, посвященные жизни и драматической истории армянского народа ("На чужбине", 1895).

СКЛЕРИФИКАЦИЯ (от греч . skleros - твердый и ...фикация), утолщение и одревеснение оболочек растительных клеток с последующим отмиранием протопластов, т. е. превращение их в склереиды. Склерефикация развивается с возрастом растения; увеличивает твердость органов (главным образом стебля) и повышает их сопротивляемость болезнетворным агентам.

ДУБНА , река в центре Европейской части Российской Федерации, правый приток Волги. 167 км, площадь бассейна 5350 км2.

МЕЗОСФЕРА , слой атмосферы на высоте от 50 до 80-85 км, находящийся над стратосферой. Характеризуется понижением температуры с высотой приблизительно от 0 °С на нижней границе до - 90 °С на верхней.

ПАЛАТА , в праве, 1) название представительных органов или их составных частей. 2) Название некоторых государственных или общественных организаций и учреждений (напр., Торгово-промышленная палата, Книжная палата). 3) В Российской империи судебная палата - органы по рассмотрению гражданских и уголовных дел, введенные судебной реформой 1864.

УННА (Unna) Пауль Герзон (1850-1929) , немецкий дерматолог и венеролог. Заложил основы изучения патогистологии и гистохимии кожи. Ввел в медицинскую практику ихтиол и резорцин. Описал (наряду с другими; 1892) возбудителя мягкого шанкра.

СКУНС (полосатый скунс , вонючка), млекопитающее семейства куньих. Длина тела до 38 см, хвоста до 44 см. В Сев. Америке. Защищается, выбрызгивая из околоанальных желез выделения с отвратительным запахом.

ЛОКОМОТИВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ , система автоматической железнодорожной сигнализации, при которой в кабине локомотива (головного вагона) устанавливается светофор, повторяющий сигналы путевых светофоров, регулирующих движение поезда. Применяется совместно с автоблокировкой.

ФРЕНЧ (по имени Д .Д. Френча), часть форменной одежды ряда армий в виде куртки в талию с четырьмя наружными накладными карманами. В Красной Армии носился командным и начальствующим составом в 1924-43.

КАРТЕР (Carter) Анджела (1940-92) , английская писательница. Проза с элементами готической (восходящей к готическому роману) фантастики (романы "Волшебный магазин" ,1967, экранизирован в 1987; "Ночи в цирке", 1984; "Мудрые дети", 1991).

СКЛАДЕНЬ , складная икона из двух (диптих), трех (триптих) или нескольких (полиптих) частей.

ШИБИН-ЭЛЬ-КОМ , город в Египте, в дельте Нила, административный центр мухафазы Минуфия. 153 тыс. жителей (1991). Хлопкоочистительная, текстильная, табачная промышленность.

АКАДЕМИЯ ДЕЛЬ ЧИМЕНТО (Accademia del Cimento) , академия эксперимента (Тоскана, 1657-67). С ней связано утверждение экспериментального направления в естествознании.

ТРАПЕЦИЯ (от греч . trapezion, букв. - столик), четырехугольник, в котором две противоположные стороны, называемые основаниями трапеции, параллельны (на рисунке АD и ВС), а другие две - непараллельны. Расстояние между основаниями называют высотой трапеции (на рисунке MN). Площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту.

ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич (1902-89) , российский психолог, доктор педагогических наук (1965), профессор (1966). Автор теории поэтапного формирования умственных действий, раскрывающей основы усвоения знаний в учебно-педагогическом процессе. Труды по методологии психологии и возрастной психологии.

РОМАН-КОШ , наиболее высокая вершина Главной гряды и всех Крымских гор. Высота 1545 м.

КИРХГОФ (Kirchhoff) Ханс Вильгельм (ок . 1525-ок. 1603), немецкий поэт. Автор сборника шванков "Отврати печаль" (кн. 1-7, 1563-1603).

СОРТООБНОВЛЕНИЕ , периодическая (обычно через 4-5 лет) замена семян возделываемого сорта, ухудшившего свои хозяйственные и биологические качества, лучшими семенами того же сорта.

ДУТОВ Александр Ильич (1879-1921) , российский генерал-лейтенант (1919). С сентября 1917 атаман Оренбургского казачества, в ноябре 1917 возглавил вооруженное выступление против советской власти в Оренбурге, ликвидированное революционными войсками. В 1918-19 командовал Оренбургской армией. Бежал в Китай, где был убит.

ШИШКИН Иван Иванович [13 (25) января 1832 , Елабуга, ныне Татарстан - 8 (20) марта 1898, Петербург], российский художник. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.Родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором "Истории города Елабуги". Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.Раннее творчествоДля ранних работ мастера ("Вид на острове Валааме", 1858, Киевский музей русского искусства; "Рубка леса", 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма "кулисного" построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как "Полдень. В окрестностях Москвы" (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).ЗрелостьВ 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872) и "Рожь" (1878; обе - Третьяковская галерея). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто "лес", но лес из "осокорея, вязов и частью дубов" (дневник 1861 года) или "лес еловый, сосновый, осина, береза, липа" (из письма И. В. Волковскому, 1888)]. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен - в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Шишкина - такие, как "Рожь" или "Среди долины ровныя..." (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), "Лесные дали" (1884, Третьяковская галерея) - воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные "интерьеры" ("Сосны, освещенные солнцем", 1886; "Утро в сосновом лесу" где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе - там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.Плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностью занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев и Г. И. Чорос-Гуркин. Его образы, несмотря на свою "объективность" и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного "пейзажу настроения" саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока).В Елабуге открыт дом-музей художника.Литература:И. И. Шишкин: Переписка. Дневник. Современники о художнике. Л., 1978.Новоуспенский Н. Н. И. И. Шишкин: Альбом-проспект. Л., 1982.Манин В. С. Иван Шишкин. М., 1996.М. Н. Соколов

portfolius.ru © 2008
Написать письмо