Страница 3666

ЧЕПУРОВ Анатолий Николаевич (р . 1922), русский поэт. Лирические стихи и поэмы: сборники "Ветер с Невы" (1961), "О человеке надо говорить" (1981), "Еще биография пишется" (1983), "Тем и живу..." (1986).

БАНК НЕАПОЛЯ (Banco di Napoli) , итальянский коммерческий банк с преобладающим участием в капитале государства. Основан в 1539. 494 отделения в стране, 4 отделения, 5 представительств (в т. ч. в Москве), 1 филиал за рубежом. Сумма баланса, собственный капитал, прибыль (млрд. дол. США): 57,3; 0,9; 0,356 (кон. 1980-х гг.).

МАЗАРИНИ (итал . Mazarini, франц. Mazarin) Джулио (1602-61), кардинал с 1641, первый министр Франции с 1643. По происхождению итальянец. Вел борьбу с Фрондой. Добился политической гегемонии Франции в Европе.

БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО , см. Абстрактное искусство.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ , работник высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, ведущий какой-либо предмет и воспитательную работу (в общеобразовательной школе - учитель).

ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ , раздел логики, в котором вопрос об истинности или ложности высказываний рассматривается и решается на основе изучения способа построения высказываний из т. н. элементарных (далее не разлагаемых и не анализируемых) высказываний с помощью логических операций конъюнкции ("и"), дизъюнкции ("или"), отрицания ("не"), импликации ("если..., то...") и др. Логику высказываний, задаваемую системой постулатов (аксиом и правил вывода), называют исчислением высказываний.

МОЛОДЕЧНО , город (с 1940) в Белоруссии, Минская обл., на р. Уша. Железнодорожный узел. 93,5 тыс. жителей (1991). Машиностроение и металлообработка (станки и др.), производство мебели, музыкальных инструментов. Пищевая, легкая промышленность. Краеведческий музей. Известен с 14 в.

БЕТТЕЛЬХАЙМ (Bettelheim) Бруно (1903-91) , австрийский психоаналитик. В 1938-39 заключенный в Дахау и Бухенвальде, с 1940 в эмиграции в США. Труды о психологических последствиях тоталитаризма, эмоциональных расстройствах у детей (аутизме) и др.: "Символические раны" (1954), "Просвещенное сердце" (1960), "Выживание" (1979).

ТУЛА , город в Российской Федерации, центр Тульской обл., на р. Упа. Железнодорожный узел. 539 тыс. жителей (1993). Черная металлургия, машиностроение и металлообработка (ПО: металлообрабатывающих заводов, "Тульский комбайновый завод"; заводы: машиностроительный, горного и транспортного машиностроения, оружейный, "Штамп" - мотороллеры, самовары и др.), химическая (химического волокна, пластмассы и др.), легкая, пищевая промышленность, производство стройматериалов и музыкальных инструментов. Университет. 3 театра. Краеведческий, художественный музеи, музей оружия (с 1724). Известен с 1146, с 17 в. - один из центров железоделательного производства. В октябре - декабре 1941 части Красной Армии и население героически обороняли Тулу; в 1976 Туле присвоено звание город-герой. Архитектурные памятники: кремль (1514-2..1) с Успенским собором (1762-64); церковь Благовещения (1692).

ОПИСАНИЕ , функция научного исследования, состоящая в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

МАННИНО (Mannino) Франко (р . 1924), итальянский композитор, пианист, дирижер. Концертирует во многих странах. Оперы, балет, 4 симфонии (4-я "Ленинградская", 1981), пьесы для симфонического и камерного оркестра, инструментальные концерты, ансамбли, сонаты для фортепиано и др. инструментов, музыка к кинофильмам.

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) , российский живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины ("С квартиры на квартиру", 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок ("После побоища", 1880, "Аленушка", 1881, "Богатыри", 1881-98). Выступал как театральный художник ("Снегурочка" А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-96).ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович [3 (15) мая 1848, село Лопьял, ныне в Кировской области - 23 июля 1926, Москва), российский художник. Сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн.Годы учебы Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 - член Товарищества передвижных художественных выставок. Ранний период Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин - петербургская беднота, напр., чета обнищавших стариков, меняющая жилище ("С квартиры на квартиру", 1876, Третьяковская галерея). Добродушного юмора полна картина "Преферанс" (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино, что близко поэтике Ф. М. Достоевского.Фольклорно-исторические картины Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода - картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам "Слова о полку Игореве", 1880), "Аленушка" (1881), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897). Наибольшую известность получила картина "Три богатыря" (1881-98; все четыре - в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества. На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Ряд произведений (напр., "Три царевны подземного царства", 1881, Третьяковская галерея) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. У русских и зарубежных ценителей (напр., у А. А. Блока и Р. М. Рильке) творчество нового, "эпического" Васнецова находит горячий отклик как выражение "нового русского стиля".Новаторский этап в сценографии составили васнецовские эскизы к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского "Снегурочка" (акварель, 1881-82, музей-усадьба в Абрамцеве) на домашней сцене С. И. Мамонтова в Москве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова (акварель, гуашь, 1885, Третьяковская галерея) в Московской частной русской опере того же мецената.Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно "Каменный век" (1883-85), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-96); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.Архитектура и дизайн Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. В русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, "растительная" целостность и декоративное богатство форм. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная "Избушка на курьих ножках" (1883). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.Поздний период Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. Ужасы революционного террора начала века толкают его в лагерь правых экстремистов национал-шовинистического толка. Он вступает в "Союз русского народа", оформляя своими славянскими орнаментами издания "союзников". Полны сложного аллегорического подтекста картины "Царевна-Лягушка" (1901-18) и "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем" (1913-18); общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы. После Революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но продолжает работать, создав, в частности, ряд значительных портретов, в том числе неоконченный портрет художника М. В. Нестерова (1926; все три - Дом-музей В. М. Васнецова, Москва), испытавшего его глубокое влияние.В 1953 московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988-м в Кирове (б. Вятка).Литература: В. М. Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения Современников. М., 1987.В. М. Васнецов: Каталог выставки / Государственная Третьяковская галерея. М., 1990.Лазуко А. К. В. М. Васнецов. Л., 1990.В. М. Васнецов. 1848-1926: Сб. материалов. М., 1994.Пастон Э. В. В. Васнецов. М., 1996.М. Н. Соколов

portfolius.ru © 2008
Написать письмо