Страница 3675

БИС , см. Большая интегральная схема.

ВУЛКАНИЗМ , совокупность явлений, обусловленных проникновением магмы из глубин Земли на ее поверхность.

ЦЕДРА (от итал . cedro - цитрон), наружный окрашенный слой околоплодника цитрусовых (апельсина, лимона и др.). Содержит эфирные масла, обусловливающие запах плодов. Используют в пищевой промышленности, кулинарии.

ЧИФТЛИК (тур . ciftlik), в средневековой Турции:..1) крестьянский надел, который можно было обработать с помощью одной упряжки волов;..2) с конца 16 в. - наследственное владение, поместье.

МИЦУБИСИ (Mitsubishi) , финансово-промышленная группа Японии. Основана в кон. 19 в. Ведущая в машиностроении, нефтеперерабатывающей, нефтяной и стекольной промышленности, страховом деле. Прочные позиции в электротехнике, электронике, металлургии, атомной и других отраслях промышленности. Возглавляют группу Мицубиси банк и торговая фирма "Мицубиси седзи", промышленное ядро группы - компания "Мицубиси хэви индастрис".

АМЕРИКАНО-ФИЛИППИНСКАЯ ВОЙНА 1899-1901 , США против Филиппинской Республики (провозглашена в 1898), привела к падению последней и превращению Филиппин во владение США (в 1934 получили автономию, с 1946 независимое государство, см. Филиппины).

ТАТЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ , мужской, в с. Татев (Армения). Основан в 9 в. Резиденция сюникского митрополита (см. Сюникское царство). Культурный центр с университетом, скрипторием и библиотекой. Упразднен после 1917. Архитектурный комплекс (сильно пострадал от землетрясения 193..1) включает церкви Григория (9 в.), Погоса и Петроса (10 в.), надвратную церковь Аствацацин (11 в.), крепостные стены, жилые и хозяйственные постройки (17-18 вв.), культовый монумент - качающийся столб (нач. 10 в.).

ДРЕНАЖ , система подземных каналов (дрен), посредством которых осуществляется осушение сельскохозяйственных земель, отвод от сооружений подземной (грунтовой) воды и понижение ее уровня. Воду из дренажной сети обычно выводят за пределы осушаемой территории в водоприемник.

НЕФ (Nef) Джон Ульрих (1862-1915) , американский химик-органик. Родился в Швейцарии. Основные труды в области органического синтеза. Открыл (1894) реакцию образования альдегидов и кетонов, названную его именем, а также реакцию получения ацетиленовых спиртов (1899). Предсказал в 1897 существование карбенов.

МОЛЕСКИН (англ . moleskin), плотная прочная хлопчатобумажная ткань, обычно окрашенная в темные цвета. Из молескина шьют спецодежду, рабочие и спортивные костюмы, обувь и т. п.

КАЛАЧ , город (с 1945) в Российской Федерации, Воронежская обл. Железнодорожная станция. 22,9 тыс. жителей (1992). Пищевая (сахарная, мукомольная, мясо-молочная) промышленность, авторемонтный завод и др. Основан в нач. 18 в.

ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (26 сентября 1889 - 26 мая 1976) , немецкий мыслитель, оказавший громадное влияние на философию 20 в. Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму. В философской традиции Хайдеггер опирается на Аристотеля и особенно на И. Канта, становление его как философа проходило в чтении Августина, М. Лютера, Б. Паскаля, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, Ф. Гельдерлина, Р. М. Рильке, Ф. М. Достоевского. Его непосредственные предшественники - Ф. Брентано, П. В. Дильтей, прямые учителя - Э. Гуссерль и Г. Риккерт; раннему Хайдеггеру ближе всего К. Ясперс, Р. Бультман, Макс Шелер, Ханна Арендт. -----Ранний период-----Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца; бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге. С 1909 студент богословия, математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете. После докторантуры и доцентуры у Риккерта был ассистентом у Гуссерля (профессора Фрейбургского университета с 1916), в 1923-28 профессором Марбургского университета. С 1929, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, занимает кафедру философии Фрейбургского университета. Уже в ранних лекционных курсах Хайдеггер отказывается от расхожего философского инструментария - понятий субъекта, объекта, познания, духа, материи - и проводит феноменологическую "деструкцию" (разбор) схем разума.-----"Бытие и время"-----В работе "Бытие и время" (1927) Хайдеггер вновь ставит "вопрос о бытии", отодвинутый европейской философией в сферу абстракций, как подлинное дело человеческого существа, "присутствия", открытого бытия (Dasein). Хайдеггер развертывает анализ исходного "бытия-в-мире", в которое "присутствие" оказывается всегда уже "брошено" и из которого оно ответно бросает себя на свои фактические возможности. Присутствие исходно "понимает" (разбирается) в своем мире, "расположено" (настроено) и имеет дело с целостностью мира в своей "заботе" и в "решимости" перед лицом смерти как возможности безусловной невозможности быть. Неотменимая временность присутствия предстает в "экстазах" его "всегда-уже-бывшести" (брошенности), актуальности (настоящего) и способности "настать для себя" (будущности). В сущностной временности укоренена историчность, трансцендентным горизонтом которой остается мир. -----После "поворота". Лекционные курсы-----В начале 1930-х гг. происходит "поворот" в философствовании Хайдеггера. К главной своей цели он продолжает идти уже путем осмысления бытия как истины (алетейи - "непотаенности") и "события", особенно в работе "К философии: о событии", (1936-38), сопоставимой по значимости с "Бытием и временем", но впервые опубликованной лишь в 1989. Вокруг "истинствования" человека в "просвете свободы" движется мысль Хайдеггера в лекционных курсах "О существе человеческой свободы" (1930), "Бытие и истина" (1933-34). -----В мае 1933 Хайдеггер избран ректором Фрейбургского университета как человек, который в условиях прихода к власти нацистов сможет найти способ общения с новым режимом, отстоять университетскую автономию. Ректорство Хайдеггера, ставшее впоследствии предметом придирчивого расследования, продолжалось до февраля 1934, когда он оставил этот пост. В лекциях, интерпретирующих понятия философии Ницше "воля к власти", "вечное возвращение" и др., Хайдеггер исследует явление "нигилизма" как упущение онтологической разницы между бытием и сущим, ведущее к бездумному покорению планеты в борьбе за мировое господство, в конечном счете к опустошению земли, по плоскости которой активно движется "работающий зверь" - забывший свою истину человек. Хайдеггер обращается к поэзии и искусству как "хранителям бытия" и собеседникам философии. Создание лекционных курсов (более 50 томов в Полном собрании сочинений), прервалось в ноябре 1944, когда как идеологически ненужный режиму он был направлен на рытье окопов, а с приходом французской оккупационной администрации лишен прав преподавания. Оно отчасти возобновляется курсом "Что называется мышлением?" (1951-52) и семинарами по Гераклиту и Пармениду, Гегелю, Канту (отчасти в Ле Торе, Франция), по феноменологии Гуссерля (1973).-----"Письмо о гуманизме"-----В знаменитом письме французскому другу (Жану Бофре) "О гуманизме" (1947) Хайдеггер отклоняет типичное сближение его с экзистенциализмом Ж. П. Сартра и Ясперса (с последним он по существу разошелся уже в рецензии 1919-21 на "Психологию мировоззрений"). Экзистенциалистской замкнутости на человеке Хайдеггер противопоставляет внимание к "измерению бытия", через которое человек впервые только и узнает свое призвание быть "пастухом бытия" в "доме бытия" - языке.-----Философия техники и языка-----В докладах "Взгляд в то, что есть" (Бремен, 1949) и "Вещь" (Мюнхен, 1950) наукотехника, движущая сила новоевропейской истории, раскрывается как "постав", позиция сплошного "исследующего устанавливания" сущего для распоряжения им. "Постав" правит и субъектом, который втягивается в его систему необходимой составной частью. По мере тотальной организации мира "постав" все вернее минует истину бытия, но тем яснее позволяет осмыслить истину как нечто не поддающееся установлению. В докладе "Язык" (Бюлерхеэ, 1950) и в книге "Путь к языку" (1959) слово мысли и поэзии, заслоненное обычным представлением знака как заместителя вещи, выступает у Хайдеггера как зов мира, ожидающего, чтобы человек "сказал" его. -----Наследие и влияние-----С 1973 под руководством Хайдеггера начато издание Полного собрания его сочинений. Издание предполагает свыше 100 томов. Оно должно включить все 100 тыс. рукописных страниц архивов философа, при жизни опубликованных едва ли на 1/5. Библиография литературы о Хайдеггере насчитывает десятки тысяч изданий. Отдельные темы и приемы его мысли развертывают как прямые его ученики (Х. Г. Гадамер, Х. Арендт, Ж. Бофре), так и отталкивающиеся от него философы (Сартр, Ж. Деррида). Современная этика (Э. Левинас, А. Глюксман), политология (Р. Рорти), философия техники (Ш. Ширмахер), богословие, в т. ч. православное (Х. Яннарас), идеологическая публицистика пропитаны идеями Хайдеггера. Весомость его мысли лишь подчеркивается критикой в его адрес (Ясперс, Р. Карнап, Т. Адорно, Г. Грасс, Ю. Хабермас) и повторяющимися попытками его развенчания. -----Сочинения: -----Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. М., 1991.-----Работы и размышления разных лет. М., 1993.-----Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993.-----Бытие и время. М., 1997. -----Gesamtausgabe. Frankfurt am Мain, 1975.-----В. В. Бибихин

portfolius.ru © 2008
Написать письмо