Страница 3742

ПОРАТ (Porath) Еркер Улоф (р . 1923), шведский биохимик, профессор, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1982). Основные работы по хроматографии биополимеров.

МАЛЬТУЗИАНСТВО , теория, созданная в кон. 18 в. Т. Р. Мальтусом. В соответствии с этой теорией благосостояние населения определяется естественным законом народонаселения: темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования (их соотношение, в первоначальной формулировке Мальтуса, выводилось из сравнения геометрической и арифметической прогрессий). В современных условиях проблемы, связанные с быстрым ростом народонаселения в развивающихся странах, служат основанием для периодического оживления модифицированных форм мальтузианства.

ТРАГИК , трагический актер, сценическое амплуа; актер (актриса), исполняющий трагедийные роли.

АМАЛЬГАМАЦИЯ , в экономике - одна из форм централизации капитала посредством слияния предприятий, в результате которого они утрачивают прежнюю самостоятельность.

СПАНИЕЛИ (англ . spaniel, от исп. espanol - испанский), группа пород собак, используемых для спортивной охоты на водоплавающую, боровую и болотную дичь. Выведены в 15-16 вв. в Испании. Породы: коккер, спрингер, суссекс, клумбер и др. В России разводят главным образом коккеров.

ПИКТСКИЙ ЯЗЫК , язык пиктов. Представлен непереведенными пока надписями, огамическим письмом, реже латиницей (до 9 в.). Некоторые исследователи относят пиктский язык к кельтской группе индоевропейской семьи языков с доиндоевропейскими субстратными элементами. Другие лингвисты не считают возможным относить пиктские языки к индоевропейским языкам. Пиктский язык вытеснен гэльским и германским языками.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (от де ... и лат. persona - личность), 1) в медицине - расстройство самосознания; характеризуется главным образом чувством отчуждения собственных мыслей, эмоций, действий. 2) В философии и социологии обозначает крайние формы отчуждения стандартизации личности.

АПАТОЗАВРЫ (бронтозавры) , род вымерших гигантских пресмыкающихся отряда ящеротазовых динозавров. Жили в юрском периоде в Сев. Америке и, возможно, в Европе. Длина до 25 м. 5 видов. Растительноядные.

ЙОСЕМИТСКАЯ ДОЛИНА (Yosemite Valley) , долина р. Йосемити-Крик, на западном склоне хр. Сьерра-Невада (США, шт. Калифорния), в Йосемитском национальном парке. Длина ок. 11 км.

АЛЛОХТОНЫ , виды (роды, семейства) организмов, проникшие в данную местность при расселении (миграции) из места, где они возникли в процессе эволюции. Напр., североамериканский опоссум - аллохтон Сев. Америки, т. к. расселился сюда из Юж. Америки. Ср. Автохтоны.

АТОМНЫЙ РЕАКТОР , то же, что ядерный реактор.

БУРОЗУБКИ , род млекопитающих семейства землероек. Длина тела 4-9 см, хвоста 2,5-8 см. Коронки зубов красновато-бурые. 50-65 видов, в Евразии, Сев. Америке и северной части Юж. Америки. Бурозубка-крошка - одно из самых маленьких млекопитающих, весит ок. 2 г. 2 вида охраняются.

ДИКЕАРХ из Мессены (2-я пол . 4 в. до н. э.), древнегреческий философ-перипатетик. Ученик Аристотеля, друг Аристоксена.

ПОЛИФИЛИЯ (от поли ... и греч. phylon - племя, род), происхождение группы организмов (таксона) от двух и более предковых групп, не связанных близким родством; осуществляется в результате конвергенции или симбиоза.

БЕРТАЛАНФИ (Bertalanffy) Людвиг фон (1901-72) , австрийский биолог-теоретик. С 1949 в США и Канаде. Выдвинул первую в современной науке обобщенную системную концепцию ("общую теорию систем"), задачи которой - разработка математического аппарата описания разных типов систем, установление изоморфизма законов в различных областях знания ("Общая теория систем", 1968).

ГАЛЛЕН-КАЛЛЕЛА (Gallen-Kallela) Аксели (1865-1931) , финский живописец и график. Суровый реализм картин финской народной жизни ("Первый урок", 1889), героику образов эпоса "Калевала" (триптих "Легенда об Айно", 1891) сочетал с символикой и стилизацией в духе стиля "модерн".

БРЕСТ (до 1921 Брест-Литовск , до 1939 Брест-над-Бугом), город в Белоруссии, центр Брестской обл., на р. Мухавец, при впадении ее в р. Зап. Буг. Речной порт и железнодорожный узел. 277 тыс. жителей (1991). Машиностроение, легкая, пищевая промышленность. Производство продуктов бытовой химии, стройматериалов, мебели и др. 2 вуза. 2 театра. Музей обороны Брестской крепости. Краеведческий музей и др. Известен с 1090 (Берестье). С 14 в. в Литве и Польше, с 1795 в России, в 1919-39 в Польше.

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866-1944) , российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий ("Смутное", 1917). Участвовал в организации общества "Синий всадник" и Института художественной культуры (Инхука). В 1900-14 и с 1921 жил за границей.---КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич [22 ноября (4 декабря) 1866, Москва - 13 декабря 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция], российский живописец, график, поэт, теоретик искусства. Один из основоположников абстрактного искусства 20 в.Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию (1876-85). В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 ездил с этнографической экспедицией по Вологодской губернии, где углубленно знакомился с древнерусской иконописью и народным творчеством. Около 1895 отказался от карьеры университетского профессора и полностью посвятил себя искусству. В 1897 поступил в школу А. Ашбе в Мюнхене, в 1900 учился у Ф. Штука в Королевской Академии художеств. В начале 1900-х гг. Кандинский много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902-1908), затем деревню Мурнау в Баварских Альпах.Период раннего творчестваВ раннем творчестве Кандинского натурные впечатления служили основой для создании ярких красочных пейзажей, иногда с романтически-символической нагруженностью сюжетов ("Синий всадник", 1903). Середина и вторая половина 1900-х гг. прошли под знаком увлечения русской стариной; в картинах "Песня Волги" (1906), "Пестрая жизнь" (1907), "Рок" (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна (югендстиля) с приемами пуантилизма и стилизацией под народный лубок. В части работ Кандинский развивал ретроспективные фантазии, свойственные мастерам круга "Мир искусства" ("Дамы в кринолинах", масло, 1909, Третьяковская галерея).Художник синтетического склада, Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу.Возникновение абстрактных произведенийВ 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный "О духовном в искусстве" (опубликован в 1912 на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде художников в Петербурге). Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики. Абстрактные полотна группировались художником по трем циклам: "Импрессии", "Импровизации" и "Композиции". Ритм, эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных ландшафтов. Носителем внутренних переживаний в беспредметных композициях Кандинского становилась колористическая и композиционная оркестровка, осуществленная живописными средствами - цветом, точкой, линией, пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных пятен. Большое внимание художник уделял графике, в особенности гравюре на дереве. Экспрессивно-беспредметные графические композиции украсили немецкую книгу стихов Кандинского "Звуки" (1913). Участник множества русских и европейских выставок, художник умел консолидировать вокруг себя единомышленников. В 1901 он создал в Мюнхене группировку "Фаланга", в 1909 возглавил "Новое художественное общество - Мюнхен", в 1911 был инициатором возникновения объединения "Синий всадник". В первом альманахе "Синего всадника" (1912) была помещена сценическая композиция Кандинского "Желтый звук" на музыку Ф. А. Гартмана - готовившаяся постановка, призванная синтезировать в органическом единстве цвет, свет, движение и музыку (не состоялась из-за начавшейся 1-й мировой войны).В 1913 в Берлине вышла книга Кандинского "Живопись как чистое искусство" на немецком языке и альбом его работ (1901-13).Русские годыС началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Возвратившись на родину через Швейцарию и Балканы, он поселился в Москве; в 1916 посетил Швецию, в 1917 Финляндию. Его живописные работы предреволюционных и революционных лет обладали широким стилистическим диапазоном: продолжая создавать экспрессивно-абстрактные полотна ("Смутное", Третьяковская галерея, "Сумеречное", Русский музей, обе 1917; "Белый овал", 1920, Третьяковская галерея, и др.), художник писал и обобщенно-реалистические натурные пейзажи ("Москва. Зубовская площадь", "Зимний день. Смоленский бульвар", обе ок. 1916, Третьяковская галерея), не оставлял занятий живописью на стекле ("Амазонка", 1917; "Дамы в кринолинах", ок. 1918, обе в Третьяковской галерее), а также создавал картины, сочетавшие фигуративные элементы и декоративно-беспредметное начало ["Москва I (Красная площадь)", Третьяковская галерея; "Москва II", частное собрание, Мурнау, Германия, обе 1916].После Октябрьской революции Кандинской активно включился в общественную деятельность. Был членом художественной коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в 1919-21 заведовал московским Музеем живописной культуры. Преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918-21), состоял профессором Московского университета. В 1921 живописец-теоретик разработал программу деятельности Института художественной культуры (Инхук), где руководил секцией монументального искусства. В печати регулярно появлялись статьи и теоретические работы Кандинского; так появилась и автобиографическая книга "Ступени" (М., 1918).В январе 1921 Кандинский покинул Институт из-за внутренних разногласий. Вскоре был избран вице-президентом вновь созданной Российской Академии художественных наук, в которой руководил также физико-психологическим отделением. В декабре 1921 был откомандирован в Берлин для организации там филиала Академии и установления культурных связей с другими странами.Переезд в ГерманиюВ 1922 Кандинского пригласили преподавать в школу "Баухауз", где ему были поручены занятия по стенной живописи, по теории формы. В изданиях "Баухауза" были опубликованы трактаты Кандинского, посвященные вопросам формообразования, цветоведения, сценическому синтезу искусств. В живописи и графике Кандинский обратился к воплощению своеобразных космологический идей, интерес к которым возник у него еще в России (графическая серия "Малые миры", 1923). В 1924-25 вместе с художниками Л. Фейнингером, А. Г. Явленским, П. Клее вошел в объединение "Синяя четверка". В 1926 Кандинский опубликовал свой теоретический труд "Точка и линия на плоскости", переизданный во многих странах мира. Спроектировал и выполнил ряд монументальных работ (эскизы живописных панно для фойе "Свободной выставки", 1922; керамическое оформление музыкальной комнаты для Международной выставки в Берлине, 1931). Выступил как сценограф и режиссер в постановке сюиты М. П. Мусоргского "Картинки с выставки" в театре Дессау (1928). В 1928 принял немецкое подданство. В 1920-е гг. художник достигает всемирного признания, его персональные выставки и выставки "Синей четверки" прошли во многих музеях и галереях в странах Европы и США.Во ФранцииПосле закрытия нацистами школы "Баухауз" (1932) переехал в Берлин, а оттуда в конце 1933 - во Францию; поселился в Нейи-сюр-Сен, пригороде Парижа, где жил до самой смерти (французское гражданство получил в 1939). Экспрессивно-органический стиль Кандинского трансформировался в 1920-30-е гг.; композиции с широким использованием правильных геометрических элементов приобрели более упорядоченный характер ("В черном квадрате", 1923, Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк; "Тринадцать квадратов", 1930, Национальный музей современного искусства, Париж, и др.). Творчество парижского периода, получившее наименование "синтетического", отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи ("Разные части", "Вокруг круга", обе 1940, "Разнообразные действия", 1941, Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен, Германия, и др.). Работы Кандинского были включены нацистами в экспозицию "Дегенеративное искусство" (Мюнхен, 1937), часть его произведений была уничтожена. Первые месяцы фашистской оккупации художник провел в Пиренеях. Отказавшись эмигрировать в США, в августе 1940 возвратился в Париж. В 1944 задумал создать комедийный фильм-балет на музыку Ф. А. Гартмана. В ноябре-декабре 1944 состоялась его последняя прижизненная персональная выставка в Париже.Литература:Василий Васильевич Кандинский. 1866-1944: Каталог выставки. Л.: Аврора, 1989.Сарабьянов Д. В., Автономова Н. Б.. Василий Кандинский. М.: Галарт, 1994.Grohman W. Wassily Kandinsky: Leben und Werk. Koln, 1958.Roethel H. K., Benjamin J. K. Kandinsky: Catalogue Raisonne of the Oil Paintings. New York, 1982-1984. V. 1-2.Barnett U. E. Kandinsky Watercolours: Catalogue Raisonne. London, 1992. V. 1-2.А. С. Шатских

portfolius.ru © 2008
Написать письмо