Страница 3754

ОНЭКСИМБАНК (Объединенный экспортно-импортный банк) , российский акционерный коммерческий банк. Основан в 1993, г. Москва. Собственный капитал 2,287 трлн. руб. (1997).

ЛОПСКИЕ ПОГОСТЫ , древнерусское название до 18 в. территории от бассейна р. Кемь на севере до оз. Сямозеро на юге (часть современной Карелии). Коренное население - лопь (саамы), карелы. 7 русских погостов (Селецкий, Паданский и др.).

АБДУЛЛАЕВ Хабиб Мухаммедович (1912-62) , узбекский геолог, академик (1947) и президент (1956-61) АН Узбекистана. Основные труды по петрологии и рудным месторождениям. Ленинская премия (1959).

ПОЛИПТИХ (от поли ... и греч. ptyche - складка, дощечка), 1) многостворчатый складень. 2) Несколько картин, связанных единым замыслом. 3) То же, что полиптик (в средневековой Европе - опись монастырских владений).

ГВАРДИЯ ЛЮДОВА (Gwardia Ludowa) , в 1942-43 военная организация Польской рабочей партии в оккупированной фашистской Германией Польше. 1 января 1944 реорганизована в Армию Людову.

БРЕЗА (Breza) Тадеуш (1905-70) , польский писатель. Роман "Небо и земля" (т. 1-2, 1949-50) разоблачает т. н. "санационный" режим в Польше перед 2-й мировой войной; "Пир Валтасара" (1952) - об интеллигенции в послевоенной Польше. Книга "Бронзовые врата" (1960) обличает политику Ватикана.

КАЙНОТИПНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ , эффузивные горные породы, слабо затронутые процессами изменения.

ЭФФЕКТОР (в физиологии) , конечный элемент рефлекторной дуги (мышца, железа), изменение состояния которого служит показателем осуществления рефлекса (напр., сокращение мышцы, выделение секрета железой). Возможно и нерефлекторное возбуждение эффектора (химическими веществами через кровь, лимфу).

СТУРУА Георгий Федорович (1884-1956) , грузинский политический деятель. С 1925 секретарь Абхазского обкома КП(б) Грузии, нарком юстиции Грузинской ССР и ЗСФСР, 1-й заместитель председателя СНК Грузинской ССР. В 1942-48 председатель Президиума ВС Грузинской ССР.

БЕНЕШЕВИЧ Владимир Николаевич (1874-1938) , историк, юрист, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент Российской АН с 1924). Труды по византийскому праву. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

МАТВЕЕВ Александр Терентьевич [13 (25) 1878 , Саратов - 22 октября 1960, Москва], российский художник. Один из самых авторитетных мастеров русской скульптуры 20 в..Выходец из семьи торгового служащего. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899-1902) у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. Участвовал в выставках "Мира искусства" и "Голубой розы". Жил в Петербурге-Ленинграде (с 1907) и в Москве (с 1943). Прямое воздействие импрессионистической пластики Трубецкого ощутимо в ранних вещах Матвеева (портрет В. Э. Борисова-Мусатова, гипс, 1900, Третьяковская галерея).У скульптурного импрессионизма ваятель заимствует проникновенную любовь к иллюзорно-живой, как бы дышащей поверхности форм, у символизма и стиля модерн - тяготение к мотивам сонного покоя, почти транса, к образам зыбкого, тревожного равновесия на грани реальности и видения, жизни и смертного оцепенения. Хотя скульптора и называли впоследствии "русским Майолем", его образы ближе к живописи П. Гогена и пластике Ж. Минне. Гармония "золотого века", неразрывно слитая с меланхолическим раздумьем - как бы о том, что век этот, царство идеального покоя замкнуто в границах искусства, и одного только искусства, - эти настроения доминируют в томных фигурах обнаженных мальчиков-подростков, украшавших виллу Л. Е. Жуковского в Кучук-Коя (Крым; мрамор, инкерманский камень, 1908-11; ансамбль сохранился во фрагментах; часть их перенесена в Русский музей), а также в спящей фигуре мальчика на надгробии В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе (гранит, 1910). После Октябрьской революции участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, создав энергически-мощный, грубовато-лаконичный по формам памятник К. Марксу в Петрограде (гипс, 1918, не сохранился). Неоклассические тенденции проявились в группе "Октябрь" (гипс, 1927, Русский музей; бронзовый отлив - 1958), где фигуры воина, крестьянина и рабочего, решенные согласно античному канону "героической наготы", призваны выразить три ведущие социальные силы революции. Не ограничиваясь внешней стилизацией, через античность Матвеев неизменно возвращается к натуре, открывая ее архитектонику и внутреннее величие [как в замечательной бронзовой фигуре стоящей женщины (1937, там же)].На фоне помпезно-украшательских тенденций, широко распространившихся в официальной советской скульптуре 1930-50-х годов, искусство Матвеева представало образцом высокой художественной честности, стоического культа идеальной формы. Скульптор теперь приходится не ко двору, замыслы монументальных работ остаются неосуществленными; но сохраняются эскизы, впечатляющие экспрессией "сокровенной" пластики, которая как бы живет собственной внутренней жизнью (в 1940-50-е гг. ваятель, в частности, не раз обращался к образу А. С. Пушкина, достигая особой психологической остроты характеристик). Черты посмертной маски драматически соединены с пронзительно-живым взглядом в "Автопортрете" (бронза, 1939, Русский музей).В 1920-е годы мастер работал для Петроградского фарфорового завода, создав изысканные образцы пластики малых форм, варьирующих мотив обнаженной женской фигуры.Наследие Матвеева невелико по объему. Но его виртуозное мастерство оказало на традицию отечественной пластики весьма значительное влияние - в том числе и благодаря тому, что он был и замечательным педагогом (преподавал в ленинградской Академии художеств, а по переезде в Москву - в Московском художественном институте им. В. А. Сурикова).Литература:Бассехес А. И. А. Т. Матвеев. М., 1960.Александр Матвеев: Альбом / Автор статьи и сост. Е. Б. Мурина. М., 1979.М. Н. Соколов

portfolius.ru © 2008
Написать письмо