Страница 3779

КАМЕРНАЯ ПЕЧЬ , печь (колпаковая печь, нагревательный колодец, печь с выдвижным подом и т. д.), в которой изделия неподвижны в течение всего нагрева. Термическая обработка металлических заготовок и деталей, стеклянных изделий, обжиг керамических и эмалированных изделий.

КАЗНАЧЕЙСТВО , в ряде стран (США, Великобритания, Франция) государственный финансовый орган, ведающий кассовым исполнением бюджета. Казначейство также организует взимание налогов, сборов, выпускает казначейские билеты.

АБСОЛЮТНЫЙ (от лат . absolutus), 1) безотносительный, безусловный. 2) Совершенный, полный (напр., абсолютный покой).

ИЗГАРЫШЕВ Николай Алексеевич (1884-1956) , российский электрохимик, член-корреспондент АН СССР (1939). Открыл явление пассивности металлов в неводных электролитах. Труды по теории химических источников тока и защите металлов от коррозии. Государственная премия СССР (1949).

БАЗА ДАННЫХ , упорядоченная совокупность данных, предназначенных для хранения, накопления и обработки с помощью ЭВМ. Для создания и ведения базы данных (обновления, обеспечения доступа к ним по запросам и выдачи их пользователю) используется набор языковых и программных средств, называемых системой управления базы данных (СУБД).

ДОБРОВОЛЬСКАЯ Евгения Владимировна (р . 1964), российская актриса. Артистка МХАТа им. М. Горького. Игра Добровольской отличается обаянием и естественностью. Среди театральных ролей - Нина Заречная ("Чайка" А. П. Чехова); наиболее заметная роль в кино - королева Марго в одноименном телесериале (1996).

ПАЛАМЕДЕИ , семейство птиц отряда гусеобразных. Длина 70-90 см. На сгибе крыла 2 шпоры. 3 вида, в Юж. Америке. Обитают на болотах.

ЛЕСС (нем . loss), неслоистая, однородная, тонкозернистая известковистая осадочная горная порода светло-желтого или палевого цвета. Преобладают частицы 0,01-0,05 мм; наиболее крупные зерна состоят обычно из кварца и полевого шпата. Пористость 40-55%. Способен сохранять вертикальные откосы и давать просадки при увлажнении. Распространен преимущественно в степных и полупустынных районах умеренного пояса Евразии, Сев. и Юж. Америки. Залегает в виде покровов мощностью от нескольких м до 100-200 м на водоразделах и склонах.

МЕННИНГ Карл (1874-1941) , эстонский режиссер. Основоположник национальной режиссуры. Развивал принципы М. Рейнхардта, А. Антуана, К. С. Станиславского. В 1906-14 возглавлял эстрадный театр "Ванемуйне" (Тарту).

СЛОВНИК ,1) в энциклопедических изданиях - полный перечень названий статей (терминов), как правило, с краткой аннотацией и указанием размеров статей (в печатных знаках).2) В лингвистических словарях - алфавитный или систематический перечень словарных единиц, подлежащих толкованию или переводу.

МАЛАСПИНА (Malaspina) , предгорный ледник на южном побережье Аляски, между зал. Якутат и Айси-Бей. Спускается с гор Св. Ильи. 2195 км2.

АЛЧЕВСК (в 1931-61 Ворошиловск , в 1961-92 Коммунарск), город на Украине, Луганская обл. Железнодорожная станция. 126 тыс. жителей (1989). Металлургический комбинат, коксохимический завод и др. Горно-металлургический институт. Исторический, геолого-минералогический музеи. Возник в 1825.

МИРОН , древнегреческий скульптор сер. 5 в. до н. э. Представитель искусства ранней классики. Гармоничные образы, утверждающие силу и красоту человека ("Дискобол", "Афина и Марсий", сохранились в копиях).

ШУРАБ , город (с 1952) в Таджикистане, Ленинабадская обл. Железнодорожная станция. 8,4 тыс. жителей (1991). Добыча бурого угля.

БРЯНЦЕВ Дмитрий Александрович (р . 1947), российский артист балета, балетмейстер, народный артист России (1989). В 1966-77 в ансамбле Московский классический балет. Ставил балеты в Большом театре, Ленинградском театре им. С. М. Кирова и др. С 1985 главный балетмейстер Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Поставил балеты: "Гусарская баллада" Т. Н. Хренникова (1979), "Конек-Горбунок" Р. К. Щедрина (1981), "Оптимистическая трагедия" М. Б. Броннера (1985) и др. На Ленинградском телевидении поставил фильмы-балеты "Галатея" (1977) и "Старое танго" (1978).

ОЛИМП (Олимпан) (ум . 67), апостол от 70-ти, сподвижник апостола Петра (Послание к Римлянам 16:15), священномученик, пострадавший в Риме. Память в Православной церкви 4 (17) января и 10 (23) ноября.

КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (1782-1836) , российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского - духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность ("Автопортрет с кистями за ухом", ок. 1808-09; "А. А. Челищев", ок. 1809 или 1810-11, "Е. П. Ростопчина", 1809; "А. С. Пушкин", 1827).КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович [13 (24) марта 1782, Мыза Нежинская, около Копорья, ныне в Ленинградской области - 17 октября 1836, Рим], российский художник. Выдающийся мастер русского изо-искусства романтизма, получивший особую известность как замечательный портретист.Биография Незаконный сын помещика А. С. Дьяконова, записанный в семью его крепостного человека А. К. Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788-1803) у Г. И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуаена. Жил и работал в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), в 1816-22 и с 1828 - в Риме и Неаполе. Портреты В картине "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (1805, Русский музей) продемонстрировал уверенное знание канонов академической исторической картины. Но весьма рано областью, где его талант раскрывается наиболее естественно и непринужденно, становится портрет. Уже первый его живописный портрет ("А. К. Швальбе", 1804, там же), написанный в "рембрандтовской" манере, выделяется своим выразительным и драматичным светотеневым строем. С годами его мастерство, - проявившееся в умении создавать в первую очередь не типы (преобладавшие в русском портрете эпохи Просвещения), а неповторимые индивидуально-характерные образы, подбирая каждый раз особые пластические средства, чтобы эту характерность оттенить, - последовательно крепнет. Впечатляющей жизненности полны: портрет мальчика А. А. Челищева (около 1810-11), парные изображения супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814, все - Третьяковская галерея). Художник все чаще обыгрывает экспрессивные возможности цветовых и светотеневых контрастов, пейзажного фона, символических деталей ("Е. С. Авдулина", около 1822, там же). Даже большие парадные портреты художник умеет сделать лирически, почти интимно непринужденными ("Е. В. Давыдов", 1809, Русский музей). Особый раздел составляют автопортреты Кипренского [с кистями за ухом (около 1808, Третьяковская галерея), в розовом шейном платке (около 1808, Русский музей), в полосатом халате (1828, Третьяковская галерея) и др.]; их животворит трепетная романтическая стихия творчества, воплощением которой выступает сам художник. Кипренский сумел конгениально прочувствовать творческий темперамент лучших русских поэтов того времени, оставив нам замечательные образы К. Н. Батюшкова (1815, итальянский карандаш, Музей института русской литературы АН СССР, Санкт-Петербург), В. А. Жуковского (1816) и А. С. Пушкина (1827; оба - Третьяковская галерея). Рисунки Кипренский был также виртуозным рисовальщиком, создавшим (преимущественно в технике итальянского карандаша и пастели) образцы графического мастерства, зачастую превосходящие открытой, волнующе легкой своей эмоциональностью его живописные портреты. Это и бытовые типажи ("Слепой музыкант", 1809, Русский музей; "Калмычка Баяуста", 1813, Третьяковская галерея), и знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года (рисунки с изображением Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина, тот же рисунок с поэтом Батюшковым и др.; 1813-15, Третьяковская галерея и др. собрания); героическое начало здесь приобретает задушевный оттенок. Аллегорические картины Большое число набросков и текстовые свидетельства показывают, что художник весь свой зрелый период тяготел к созданию большой (по его собственным словам из письма А. Н. Оленину 1834 года), "эффектной, или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины", где в аллегорической форме были бы изображены итоги европейской истории, равно как и предназначение России. "Читатели газет в Неаполе" (1831, Третьяковская галерея) - по виду просто групповой портрет - на деле есть скрытно-символический отклик на революционные события в Европе. Однако наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались неосуществленными, либо пропали (подобно "Анакреоновой гробнице", завершенной в 1821). Эти романтические поиски, однако, получили масштабное продолжение в творчестве К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Литература: Турчин В. С. О. Кипренский. М., 1975. Кислякова И. В. О. Кипренский. Эпоха и герои. М., 1977.Зименко В. М. О. А. Кипренский. М., 1988.Орест Кипренский: Новые материалы и исследования. СПб., 1993.Орест Кипренский: Переписка. Документы. Свидетельства современников. СПб., 1994.М. Н. Соколов

portfolius.ru © 2008
Написать письмо