Страница 3815

ТЕРМИДОРИАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ , переворот 27/28.7.1794 (9 термидора II года по республиканскому календарю), свергший во Франции якобинскую диктатуру. Организаторы термидорианского переворота: Ж. Фуше, Ж. Л. Тальен, П. Баррас.

ТИЗЕНГАУЗЕН Василий Карлович (1781-1857) , декабрист, полковник, барон. Член Южного общества. Осужден на 2 года каторги. С 1827 в Нерчинских рудниках, в 1828-53 на поселении в Тобольской губ.

ГОЛИКОВ Филипп Иванович (1900-80) , Маршал Советского Союза (1961). В Великую Отечественную войну в 1941-43 командовал рядом армий, войсками Брянского и Воронежского фронтов, в 1943-50 начальник Главного управления кадров, в 1958-62 начальник Главного политического управления Советской Армии и ВМФ.

ЗАОЗЕРНЫЙ , город (с 1948) в Российской Федерации, Красноярский кр., на р. Барга. Железнодорожная станция. 15,6 тыс. жителей (1992). Слюдяная, мебельная фабрики. Завод "Сибволокно". Близ Заозерного - добыча угля. Красноярская ГЭС?2. Возник в кон. 17 в.

АМУРСАНА (1722-57) , один из владетельных князей Ойратского ханства, деятель антиманьчжурского освободительного движения в Монголии в 50-х гг. 18 в. Возглавил восстание в Джунгарии. В 1757 бежал в Россию, где и умер.

ВАРЛАМОВ Константин Александрович (1848-1915) , российский актер. Сын А. Е. Варламова. На сцене с 1867, с 1875 в Александринском театре. Популярный комик-буфф ("дядя Костя"), любимый зрителями за непосредственность и обаятельное простодушие, Варламов был наделен и самобытным драматическим дарованием. В числе лучших ролей: Варравин ("Дело" А. В. Сухово-Кобылина), Юсов ("Доходное место" А. Н. Островского), Сганарель ("Дон Жуан" Мольера, постановка В. Э. Мейерхольда).

ЛАГОРИО Лев Феликсович (1827-1905) , российский живописец. Близкий к академизму поздний романтик. Морские пейзажи, батальные картины.

КЛАССИЦИЗМ (от лат . classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма "Поэтическое искусство" и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства (Мондори, Дюпарк, М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.

portfolius.ru © 2008
Написать письмо