Страница 308

КОЗЛОВСКИЙ Осип (Иосиф , Юзеф) Антонович (1757-1831), российский композитор. Один из создателей русского романса ("российских песен"), автор героико-патриотических полонезов (в т. ч. для хора и оркестра "Гром победы, раздавайся" на слова Г. Р. Державина, 1791).

ДЕСЯТИНА , основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т. н. казенная). В 18 - нач. 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1,45 га).

РОЗОВСКИЙ Марк Григорьевич (р . 1937), российский режиссер, драматург, писатель. В 1958-69 руководитель театральной студии при МГУ "Наш дом". В 1970-80-е гг. ставил спектакли во МХАТе, БДТ, сотрудничал в "Литературной газете". В 1969-83 работал в журнале "Юность", где вел популярные рубрики сатиры и юмора. С 1983 художественный руководитель театральной студии "У Никитских ворот". Поставил спектакли: "Доктор Чехов" (1983), "История лошади", "Говорит Москва, или День открытых убийств" (1991), "Майн кампф" (1991), "Романсы с Обломовым" (1992) и др. Автор пьес: "Концерт Высоцкого в НИИ", "Кафка: отец и сын", "Триумфальная площадь" (о Мейерхольде).

АЛТЫНТАГ , горы на западе Китая, разделяют Таримскую и Цайдамскую котловины. Длина 800 км, высота до 6161 м. Ледники. Пустыни и полупустыни.

ИСПОВЕДНИКИ , разряд святых, к которому Православная церковь причисляет христиан, претерпевших гонения (в т. ч. во время иконоборчества) за веру, но, в отличие от мучеников, оставшихся в живых.

САФА-ГИРЕЙ (1510-49) , казанский хан с 1514, признал вассальную зависимость от Турции. Совершал самостоятельные и совместные с Крымом и ногаями походы против России.

УБЫТКИ , в гражданском праве выраженный в денежной форме ущерб, причиненный одному лицу противоправными действиями другого. К убыткам относятся расходы, произведенные лицом, права которого нарушены, утрата или повреждение его имущества, а также доходы, которые могли быть получены при отсутствии правонарушения (упущенная выгода).

СМОЛЕНСКИЙ Георгий Анатольевич (1910-86) , российский физик, член-корреспондент АН СССР (1970). Труды по сегнетоэлектричеству, электро- и магнитоупорядоченным веществам, созданию неметаллических магнитных материалов. Государственная премия СССР (1952).

ОТОПИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ , служат для обогрева помещений обычно путем отдачи тепла теплоносителем (водой, воздухом), циркулирующим в системе отопления (напр., калориферы, радиаторы, конвекторы и т. п.).

РАЕВСКИЙ (наст . фам. Оцуп) Георгий Авдеевич (1897-1963), русский поэт. Брат Н. А. Оцупа. С нач. 1920-х гг. жил в Париже. Сборники стихов: "Строфы" (1928), "Новые стихотворения" (1946), "Третья книга" (1953).

ЛАМБЕРТ , внесистемная единица яркости (обычно яркости поверхности, светящейся за счет рассеянного света). Названа по имени И. Г. Ламберта. Обозначается Лб. 1 Лб - 3,18.103 кд/м2 - 1/? стильб.

БУЛЫГИНСКИЙ Александр Дмитриевич (1838-1907) , российский биохимик, профессор (1869), основатель первой в России кафедры медицинской химии в Московском университете. Труды посвящены обмену веществ. Одним из первых осуществил в 1868 исследование желчных кислот и состава мочи.

ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА , вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х гг. в поселке Палех на основе местного иконописного промысла. Иконописный промысел Иконописный промысел в Палехе возник в 17 в. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в 18 - начале 19 вв. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Иконы "палехского пошиба" славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное, то есть всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела - их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер - подписывальщик. И, наконец, заканчивал работу над иконой олифщик. В середине 19 в. в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых. К концу века в Палехе и окрестных деревнях насчитывалось 418 человек, занимавшихся иконописанием, 270 из них (200 мастеров и 70 учеников) работали у Н. М. Сафонова. Многие иконописцы работали в Москве, в мастерских, владельцами которых были выходцы из Палеха. Кроме иконописания, палешане занимались поновлением монументальной живописи, участвуя в реставрации соборов и Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря и др. Палехские артели После революции 1917 перед палехскими иконописцами встала необходимость поиска новых форм реализации своего творческого потенциала. В 1918 мастера объединяются в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью. В 1923 они были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом - папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. При поддержке известного искусствоведа А. В. Бакушинского, уроженца Палеха, мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924. 5 декабря 1924 семь палехских художников - И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин - объединились в "Артель древней живописи". Позднее к ним присоединились и другие художники - И. П. Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже. В 1932 артель была преобразована в Палехское товарищество художников, в 1953 - в Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время в Палехе работает ряд авторских мастерских художников-палешан. Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства (П. Д. Баженов, эскизы декораций к неосуществленному спектаклю "Сказка о попе и его работнике Балде" в Большом театре, 1940; И. П. Вакуров, эскизы к постановке "Снегурочки" в Московском художественном театре, 1936; Н. М. Парилов, эскизы к ряду постановок в Ленинградском Малом академическом театре оперы и балета, Куйбышевском государственном театре оперы и балета, Саратовском театре им Н. Г. Чернышевского и др.), книжной графике (Голиков И. И., "Слово о полку Игореве", 1934; и др.), монументальной живописи (Д. Буторин и др., росписи интерьеров Ленинградского дворца пионеров), росписи изделий из фарфора; реставрации монументальной живописи. Особенности палехской живописи Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них - Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков, А. М. Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и др. Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 на базе профтехшколы, открытой в 1930.

portfolius.ru © 2008
Написать письмо