Страница 4025

"АЗОВ" , парусный линейный корабль русского ВМФ. Впервые в истории отечественного флота за боевые отличия в Наваринском сражении 1827 награжден Георгиевским кормовым флагом.

ИНДОСТАНСКАЯ ПЛАТФОРМА (Индийская платформа) , докембрийская платформа, занимает большую часть п-ова Индостан (бассейны рек Генд, Ганг и Брахмапутра) до подножия Гималаев и о. Шри-Ланка. В осадочном чехле залегают траппы.

СЕТУБАЛ (Setubal) , город и порт в Португалии, на Атлантическом побережье, административный центр окр. Сетубал. 77 тыс. жителей (1981). Рыбоконсервная, химическая, машиностроительная, пробкообрабатывающая промышленность, виноделие.

ЦЕЗУРА (лат . caesura - рассечение),..1) постоянный словораздел в стихе, напр. в силлаботоническом 5-стопном ямбе после 2-й стопы, в 6-стопном - после 3-й. Особенно употребителен в длинных (6-, 7-, 8-стопных) размерах. Обычно сопровождается интонационно-синтаксической паузой. Предцезурная стопа может нести усечение, наращение, внутреннюю рифму; тогда цезура приобретает сходство с границей стиха...2) Грань между разделами или отдельными построениями музыкального произведения. Подобно знакам препинания, цезуры расчленяют целое на части и способствуют восприятию музыкальной структуры.

ДЮЙМ (от голл . duim, букв. - большой палец), 1) дольная единица длины в системе английских мер. 1 дюйм = 1/12 фута = 0,0254 м. 2) Русская дометрическая единица длины. 1 дюйм = 1/12 фута = 10 линиям = 2,54 см.

ВЕЛИКАЯ КОЛУМБИЯ , федеративная республика в 1819-30; создана в ходе Войны за независимость испанских колоний в Америке 1810-1826. Включала Нов. Гранаду (современные Колумбия и Панама), Венесуэлу и Кито (современный Эквадор).

БУЛГАКОВ Борис Владимирович (1900-52) , российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по гироскопическим приборам, следящим системам, теории нелинейных колебаний.

ВОЕННАЯ ИГРА , одна из форм подготовки органов управления войсками (силами). Проводится на картах. Может быть оперативно-тактической, оперативной, стратегической и др.

ГОНТ (польск . gont), кровельный материал - клиновидные дощечки (еловые, сосновые и др.) с продольным пазом в толстой кромке (торце). При устройстве кровли узкая кромка одной дощечки вставляется в паз другой. Длина 50-60 см, ширина ок. 10 см.

ХАНГАЛОВ Матвей Николаевич (1858-1918) , российский просветитель, этнограф и фольклорист. По происхождению бурят. Работы по археологии и этнографии Бурятии.

АРАРАТ (арм . - Масис), самый высокий вулканический массив Армянского нагорья на востоке Турции, близ границы с Арменией и Ираном. Состоит из 2 слившихся основаниями конусов потухших вулканов Большого Арарата (высота 5165 м) и Малого Арарата (высота 3925). Ок. 30 ледников. По одной из версий, на Арарате останавливался, согласно библейскому сказанию, Ноев кочег во время всемирного потопа.

"ЗАДОНЩИНА" , памятник древнерусской литературы кон. 14 в., воинская повесть о Куликовской битве 1380; написана (возможно, Софонием Рязанцем) с ориентацией на "Слово о полку Игореве", что было вызвано общей идейной задачей авторов: борьба за единение русских княжеств перед лицом внешнего врага. Ориентация подразумевала символическое противопоставление: гибельный исход событий в "Слове" и победоносный в "Задонщине".

ЭЛЕКТРОННО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ , часы, в которых для отсчета времени используются периодические сигналы, вырабатываемые электронным генератором; результат отсчета (текущее время) указывается на циферблате стрелками, приводимыми в действие электродвигателем по сигналам генератора.

КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-87) , российский живописец. Один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, утверждавший принципы реалистического искусства. Замечательны по глубине социальной и психологической характеристики портреты деятелей русской культуры ("Л. Толстой", 1873; "Некрасов", 1877-78) и крестьян ("Полесовщик", 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам ("Христос в пустыне", 1872), раскрытию сложных душевных движений ("Неутешное горе", 1884).КРАМСКОЙ Иван Николаевич [27 мая (8 июня) 1837, Острогожск, ныне в Воронежской области - 24 марта (5 апреля) 1887, Санкт-Петербург], российский художник, критик и теоретик искусства. Один из самых значительных мастеров русского реализма 19 в.Родился в бедной мещанской семье. Ранняя карьера Крамского сложилась "многопрофильно" - типично для интеллигента-разночинца: был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушером у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств (1857-63). Жил и работал в Петербурге.Начало пути в искусстве Завоевав высокий авторитет уже в молодые годы, стал инициатором так называемого "бунта четырнадцати" (вспыхнувшего как утверждение права учеников самим выбирать свои сюжеты, отказываясь от навязанных извне идеалистически-отвлеченных программ), а также организатором Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным, В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) писал о необходимости правдивого и ответственного искусства, которое создается "не краской и кистями, а нервами" (сам Крамской о Д. Веласкесе; из письма Стасову, 1876); при этом мерилом таланта у него служит "тенденциозность", то есть умение испытывать "любовь и ненависть" к действительности (из письма к Суворину, 1885). Идеи жизненной, причем "тенденциозной" активности искусства, в той же мере отражающего, сколь и преображающего косный, фальшивый мир, сближали позиции Крамского с эстетикой революционных демократов типа Н. Г. Чернышевского. Портреты Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 года он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности; при этом образы (Л. Н. Толстого, 1873; П. М. Третьякова, 1876; Н. А. Некрасова "в период "Последних песен" (1877-78); живописца А. Д. Литовченко (1878); М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879); все - Третьяковская галерея; И. И. Шишкина (1880); В. С. Соловьева, 1885; оба - Русский музей) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Та же мягкая живописность, четкая ясность пластической композиции выделяет и крестьянские образы Крамского ["Полесовщик", 1874, там же; "Крестьянин с уздечкой" ("Мина Моисеев"), 1883, Киевский музей русского искусства], которые по-своему значительны и внутренне-величавы. Мастер часто применял в портретах (напр., художника Ф. А. Васильева, 1871, Третьяковская галерея) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов.Сюжетная живопись Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского. Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуально-политическое звучание. Его "Христос в пустыне" (1872, там же) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника - неоконченной картине "Хохот" ("Радуйся, царю Иудейский", Русский музей), с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему "вечные темы" - такие, как чудо потустороннего мира ("Русалки" по мотивам повести Н. В. Гоголя "Майская ночь", 1871), упадок и бренность (оставшийся неоконченным "Осмотр старого дома", 1873), смерть ("Неутешное горе", 1884; все - Третьяковская галерея). В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты (Е. А. Третьяковой в "Лунной ночи", 1880, или "Неизвестной", 1883; оба - там же). Во всех этих вещах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма.Работал и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-68), - самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин.Сочинения:Письма. Статьи. М., 1965-66. Т. 1-2.Литература Порудоминский В. И. И. Н. Крамской. М., 1974.Курочкина Т. И. И. Н. Крамской. М., 1980.И. Н. Крамской. 1837-1887: Выставка произведений к 150-летию со дня рождения. М., 1988.М. Н. Соколов

portfolius.ru © 2008
Написать письмо