Страница 499

КАМПЕН (Campen) Якоб ван (1595-1657) , нидерландский архитектор. Представитель классицизма. Выработал собственный лаконичный представительский стиль общественных зданий (ратуша, ныне королевский дворец в Амстердаме; 1648-55).

САЙДЯНОЙ КИТ , то же, что сейвал.

ПОЖИЛОЕ , в Русском государстве 15-17 вв. денежный сбор с крестьян при их уходе (выход крестьянский) от землевладельцев в Юрьев день. Введено Судебником 1497. Исчезло с полным закрепощением крестьян. В 17-18 вв. штраф за прием беглых крестьян.

РЕМЕДИУМ (от лат . remedium - средство), при золотом стандарте предел отклонений стоимости содержащегося в монете валютного металла (массы и пробы) от ее номинала.

ПОЛИТРИХУМ , то же, что кукушкин лен.

ПЭЛТОК (Paltock) Роберт (1697-1767) , ирландский писатель. Утопический роман "Жизнь и приключения Питера Уилкинса" (1751).

ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч . telos, род. п. teleos - цель и ...логия), философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются Богом (Х. Вольф), или являются внутренними причинами природы (Аристотель, Г. В. Лейбниц).

АГАТ (греч . achates), минерал, разновидность халцедона, со слоистым или полосчатым распределением окраски. Голубовато-серый, темно-серый, белый. Главным образом в миндалинах эффузивных пород. По характеру окраски - иризирующий (радужный) агат, облачный, яшмовый и т. п. Полудрагоценный камень.

СУД ПАРИСА , см. Яблоко раздора, Парис.

ЛЕМУАН (Ле Муан) (Le Moin) Франсуа (1688-1737) , французский живописец. Современник Ватто, в 18 в. он - продолжатель импозантного стиля Лебрена. Декоративные работы в Версале. Учеником Лемуана был Ф. Буше.

КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878-1927) , российский живописец. Красочные сцены крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (серия "Ярмарки"). Мастер портрета ("Ф. И. Шаляпин", 1922), иллюстратор, театральный художник.КУСТОДИЕВ Борис Михайлович [23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань - 26 мая 1927, Ленинград], российский художник. Прославился своими национально-романтическими произведениями, благодаря которым стал одним из самых популярных мастеров русского модерна.Выходец из семьи преподавателя духовной семинарии. Для его становления как художника наибольшее значение имели уроки И. Е. Репина в петербургской Академии художеств, где он учился в 1896-1903. Был членом объединений "Мир искусства" и "Союз русских художников".Первые опытыРепин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины "Заседание Государственного Совета" (1901-03, Русский музей). Сотрудничество вылилось в настоящее соперничество, поскольку Кустодиев, являя раннюю зрелость таланта, создавал удивительно живые импрессионистические портретные этюды, почти не отличимые от репинских. Продемонстрировал замечательное мастерство портретиста и в самостоятельных своих портретах-картинах начала века, элегантных и экспрессивных ("И. Я. Билибин", 1901, там же; "Семья Поленовых", 1905, Историко-художественный музей, Вена). Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав - в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, - целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т. д.).Ранний интерес к национальному быту и истории отнюдь не сочетался у Кустодиева с консервативным охранительством. В своих политических симпатиях он был либералом, сочувствующим революции, что особенно ярко и зло проявилось в его антиправительственных карикатурах 1905-06 гг.Русская провинция в картинах КустодиеваЖил преимущественно в Петербурге и Москве, постоянно наезжая в живописные уголки русской провинции. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги - Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, "ярмарки", "масленицы", "деревенские праздники", которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив - с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой ("Купчиха", 1915; "Купчиха за чаем", 1918; оба - Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей ("Ф. И. Шаляпин", 1922, там же). С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической, ирреальности ("все мои картины - сплошная иллюзия", - говорил сам мастер). Поэтому сценография как таковая (оформление "Блохи" Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925, и др. спектакли, в том числе по пьесам А. Н. Островского) предстает естественным продолжением его станковых работ.Тяжелая болезнь приковывает Кустодиева с 1916 к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой ("Большевик", 1920, Третьяковская галерея; "Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого", 1921, Русский музей). Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке "Русь" (с текстом Е. И. Замятина; 1923) и др. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные ("Русская Венера", Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные ("Купчиха и домовой", 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к "Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова [частное собрание, Москва; опубликованные же иллюстрации (1923) составляют один из самых интересных и ярких книжных циклов художника].Сочинения:Письма. Статьи, заметки, интервью... Л., 1967.Литература:Лебедева В. Е. Б. М. Кустодиев. М., 1966Капланова С. Г. Новое о Кустодиеве. М., 1979.Борис Кустодиев: Альбом-каталог / Составитель М. Г. Эткинд. М., 1982.Докучаева В. Н. Борис Кустодиев. М., 1991.М. Н. Соколов

portfolius.ru © 2008
Написать письмо