Страница 687

ЛИСТ (List) Вильгельм (1880-1971) , немецкий генерал-фельдмаршал (1940). Командовал армией в Польской, Французской и Балканской кампаниях. В 1942 командовал группой армий "А" на советско-германском фронте, снят за провал наступления на Кавказе. В 1948 приговорен американским военным трибуналом как военный преступник к пожизненному заключению, в 1952 освобожден.

СИНКОПА (греч . synkope, букв. - обрубание, сокращение),1) в музыке - смещение ритмической опоры с сильной или относительно сильной доли такта на слабую.2) В стихе - переакцентуация.

ЛУГАЛЬЗАГГИСИ , правитель г. Умма, затем царь г. Урук и всего Шумера (24 в. до н. э.). Победил Урукагину. Потерпел поражение от Саргона Древнего и был взят в плен.

МАХА , в ирландской мифологии одна из трех богинь войны, сеющих раздоры и разрушения. Махе посвящались отрубленные во время боя головы врагов.

ФРОЛОВ Константин Васильевич (р . 1932), российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984, вице-президент АН СССР с 1985). Труды по динамике машин и вибрациям в машинах, биомеханике человека-оператора в условиях вибрационного воздействия машин. Государственная премия СССР (1986).

МАТРОСОВ Иван Константинович (1886-1965) , российский изобретатель, создатель железнодорожных автоматических тормозов. В 1926 предложил новую систему автотормоза для грузовых поездов, принятого в 1931 в качестве типового на железных дорогах СССР. В 1935 разработал тормоз для поездов Московского метрополитена, а в 1945 - для пассажирских поездов. Изобрел ряд узлов тормозных устройств: концевой кран клапанного типа (1935), кран машиниста и др. В 1950 создал электропневматический тормоз для грузовых поездов. Государственная премия СССР (1941).

НИВА , река на Кольском п-ове. 36 км, площадь бассейна 12,8 тыс. км2. Вытекает из оз. Имандра, впадает в Белое м. у г. Кандалакша. Средний расход воды 165 м3/с. Сплавная. На Ниве - 3 ГЭС.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (до 1939 Обираловка) , город (с 1952) в Российской Федерации, Московская обл. Железнодорожная станция. 99,3 тыс. жителей (1992). Деревообрабатывающий комбинат, хлопкопрядильная фабрика; производство стройматериалов и др.

ГРЕГР (Gregr) , братья: Эдвард (1827-1907), Юлиус (1831-96), основатели (вместе с К. Сладковским) и лидеры партии младочехов, с 1860 редакторы и издатели либеральной газеты "Народни листы".

МЕНТАЛИТЕТ (ментальность) (от позднелат . mentalis - умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

АННА СТЮАРТ (Anne Stuart) (1665-1714) , английская королева с 1702, последняя из династии Стюартов.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА , русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Возникновение промыслаПромысел игрушки возник в середине 19 в. в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в. производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.Особенности производстваНа внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - "синьки". При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.Особенности филимоновской игрушкиОсновную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например "Любота" - сценка свидания влюбленных.Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога - круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, у оленя - как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью. Роспись игрушекФилимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры - малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета - игрушки получаются яркими и веселыми.Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой - крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Литература:Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. М.: Искусство, 1975.Рогов А. П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве. М.: Современник, 1978.Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М.: Просвещение, 1979.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский

portfolius.ru © 2008
Написать письмо