Страница 767

"ТВОРЧЕСТВО" , иллюстрированный журнал литературы, искусства, науки и жизни, в 1918-22, Москва. Редакторы А. С. Серафимович, В. М. Фриче. Печатались А. С. Новиков-Прибой, А. П. Бибик и др. писатели. Журнал не избежал пролеткультовского влияния.

ДУНКАН (Duncan) Айседора (1877-1927) , американская танцовщица. Была в числе основоположников школы танца "модерн". Использовала древнегреческую пластику, балетный костюм заменила хитоном, танцевала без обуви. В 1921-24 жила в России, организовала собственную студию в Москве. Жена С. А. Есенина.

ВЕЛИКИЕ МОСТЫ , город (с 1940) на Украине, Львовская обл., в 16 км от ж.-д. ст. Горняк. 5,7 тыс. жителей (1991). Фабрика галантерейно-бытовых изделий и др. Основан в 1472.

ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН , католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Вост. Прибалтике на латышской и эстонских землях в 1237-1561. Вел войны против Литвы и Руси. Потерпел ряд серьезных поражений от русских и литовцев (Ледовое побоище 1242, битва при Дурбе 1260 и др.). В Ливонской войне разгромлен русскими войсками, ликвидирован.

ФАРИС Мухаммед Ахмед (р . 1951), летчик-космонавт Сирийской Арабской Республики, Герой Советского Союза (1987), подполковник. Член Партии арабского социалистического возрождения (с 1973). Первый гражданин Сирии, совершивший полет в космос. Полет на российском космическом корабле "Союз ТМ-2, -3" и орбитальном комплексе "Мир" (июль 1987).

ЛИНЕЙЧАТАЯ ПОВЕРХНОСТЬ , поверхность, которую можно описать движением прямой по некоторой линии; напр., однополостный гиперболоид, гиперболический параболоид.

ОКЕАНИЯ , совокупность островов в центральной и юго-западной частях Тихого ок., между Австралией, Малайским арх. на западе и широкой, лишенной островов полосой океана на севере, востоке и юге; иногда выделяется в самостоятельную часть света. Подразделяется на Меланезию, Микронезию, Полинезию; иногда выделяют Нов. Зеландию. Площадь островов 1,26 млн. км2. По происхождению острова преимущественно вулканические (возвышенные) и коралловые (низменные). Наибольшая высота 5029 м (г. Джая на о. Нов. Гвинея). Климат океанический, преимущественно субэкваториальный и экваториальный, на юге - субтропический и умеренный. Осадков в основном ок. 1000 мм в год, на наветренных склонах крупных островов до 10 тыс. мм. Растительность - влажные тропические леса, саванны, луга. Для фауны характерно малое количество млекопитающих и обилие птиц; много эндемиков. Тропическое земледелие, рыболовство. В Океании расположены государства: Вануату, Западное Самоа, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Нов. Зеландия, Палау, Папуа - Нов. Гвинея, Сев. Марианские Острова, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу, Федеративные Штаты Микронезии, Фиджи. Значительную часть Океании составляют владения Австралии, Великобритании, Нов. Зеландии, США, Франции. Население 9,5 млн. человек (1988).

ТРЕБЛИНКА (Treblinka) , немецко-фашистские концлагеря около ст. Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке I (1941-44, т. н. трудовой лагерь) погибло ок. 10 тыс. человек, в Треблинке II (1942-43, лагерь уничтожения) - ок. 800 тыс. человек (преимущественно евреи). В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке - символическое кладбище (1964), в центре монумент.

ГЕЙ-ЛЮССАКА ЗАКОНЫ , 1) закон теплового расширения газов: объем V данной массы идеального газа при постоянном давлении линейно возрастает с температурой: Vt = Vo (1 + ?t), где Vo и Vt - соответственно первоначальный объем газа и при температуре t, ? - изобарный коэффициент термического расширения. 2) Закон объемных отношений: при постоянном давлении и температуре объемы реагирующих друг с другом газов, а также объемы газообразных продуктов реакции относятся как небольшие целые числа. Напр., в реакции Н2 + Сl2 = 2НСl отношение объемов газов равно 1:1:2. Справедлив лишь для идеального газа. Установлен Ж. Л. Гей-Люссаком соответственно в 1802 и 1808.

ЭСТАН (Estang) Люк (наст . имя Люсьен Бастар) (1911-91), французский поэт и прозаик католического направления. Романная трилогия "Стигматы" (1949), "Счастье и спасение" (1961), "Отступник" (1968).

ГЕРСОППА , водопад в Зап. Гатах, в Индии, на р. Шаравати. 4 каскада общей высотой 252 м. ГЭС.

КАРАЧЕВ , город в Российской Федерации, Брянская обл., на р. Снежеть. Железнодорожная станция. 22,6 тыс. жителей (1992). Автозапчастей, пенькообрабатывающий заводы. Краеведческий музей. Известен с 12 в.

ЛЕЩИНА (орешник) , род кустарников, реже деревьев семейства березовых. Ок. 20 видов, в Евразии и Сев. Америке; образуют подлесок в хвойно-широколиственных лесах. Наибольшее распространение и хозяйственное значение имеет лещина обыкновенная (лесной орех). На Кавказе и в Крыму культивируют лещину крупную, или ломбардский орех, которую, как иногда и лещину обыкновенную, называют фундуком. Лещина древовидная охраняется.

МАЖОРО-МИНОР , лад, образующийся в результате объединения двух одноименных или параллельных тональностей. В мажоро-миноре на равных правах применяются аккорды и мелодические обороты мажора и минора.

РОДЧЕНКО Александр Михайлович [23 ноября (5 декабря) 1891 , Петербург - 3 декабря 1956, Москва], российский живописец, график, скульптор, дизайнер, фотограф. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник нового вида искусства - дизайна.Живописец и графикРодченко учился в Казанской художественной школе (1911-1914) у Н. И. Фешина, затем поступил в Строгановское училище в Москве. К этому времени относилось его сближение с деятелями русского авангарда, такими, как В. Е. Татлин, К. С. Малевич, Л. С. Попова и другими. С 1916 началась совместная жизнь Родченко и художницы В. Ф. Степановой, его верной соратницы до конца дней. В 1916 художник был призван в армию, работал в санитарном поезде. Начиная с выставки "Магазин", организованной в 1916 Татлиным, экспонировал свои работы на многих выставках. В 1917 один из организаторов профессионального союза художников-живописцев, где был избран секретарем "молодой федерации". Вместе с Г. Б. Якуловым, Татлиным и другими работал над оформлением кафе "Питтореск" в Москве (1917). С 1918 по 1921 служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро, был членом художественной коллегии. В конце 1919 вступил в общество "Живскульптарх" (Комиссия по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 был одним из организаторов Рабиса. В 1920-30 преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина (в 1928 факультеты были объединены в один - Дерметфак). С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 был одним из организаторов фотогруппы "Октябрь".Живопись и графика главенствовали у Родченко на первом этапе его художественной биографии; к 1913 относятся ранние работы символико-стилизаторского толка, к 1915 - графические произведения, выполненные при помощи циркуля, линейки и трафарета. Беспредметные картины Родченко родились под влиянием супрематических идей Малевича, но очень скоро он осознал свою индивидуальность, указавшую ему путь, диаметрально противоположный метафизической абстрагированности супрематизма. Период конструктивизмаВ 1918-21 художником были сделаны серии объемных конструкций, основанные на принципе использования стандартных элементов; на второй выставке Обмоху (Общества молодых художников, 1921) была представлена серия из свободно висящих пространственных конструкций, состоящих из врезанных друг в друга плоскостей различной конфигурации (это были сборно-разборные вещи, легко поддающиеся демонтажу и складированию). В первые послереволюционные годы были осуществлены также серии картин и рисунков, развивавших аналитические идеи Родченко о взаимоотношениях цвета, линии и конструкции (циклы "Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей", "Концентрация цвета и форм", "Линии", "Линизм", цикл рисунков "Композиция и конструкция"). Выставленные в 1921 на групповой выставке "5 х 5" картины Родченко из серии "Гладкие доски" - "Чистый красный цвет", "Чистый желтый цвет" и "Чистый синий цвет" - ознаменовали конец для художника станковой живописи и начало конструктивизма. Конечной целью графических и живописных экспериментов Родченко был переход к конструированию реальных вещей: создание новых предметов превратилось для него в самую существенную художественную задачу. Родченко и Степанова были среди родоначальников конструктивизма, откристаллизовавшегося в самостоятельное направление в русском авангарде. Еще в 1919 Родченко представил на конкурс три варианта киоска, где стремился выявить художественные возможности новой функционально-конструктивной основы сооружения (в частности, он одним из первых увидел в оголенном каркасе новаторскую архитектурную форму); затем был черед проектов Дома Советов (1920), общественного здания принципиально нового типа. Производственное и агитационное искусствоС начала 1920-х гг. внимание мастера переключилось на проблемы производственного и агитационного искусства. Родченко приступил к работе в полиграфии; вместе со Степановой он сформировал новый стиль, став классиком конструктивистского оформления книг, журналов, печатной продукции. Им были созданы образцы типографских шрифтов и иллюстрации для ряда издательств, а также для журналов "Кино-фот", "Огонек", Смена", "Книга и Революция", "Пионер", "Современная архитектура" и др.; с 1923 был оформителем журнала "ЛЕФ", в 1927-28 - "Нового ЛЕФ'а"; в 1933-41 работал совместно со Степановой над оформлением журнала "СССР на стройке". Фотомонтаж стал одним из важнейших художественных средств периода полиграфического конструктивизма Родченко - шедевром мастера может быть признано издание поэмы Маяковского "Про это" (1923), оформленное фотомонтажами. Тогда же началось сотрудничество художника и поэта в области советской рекламы (плакаты, вывески, упаковка, значки, марки и т. д.). Стиль конструктивистского оформления Родченко наложил отпечаток на всю предметно-бытовую среду 1920-х гг.Вскоре доминирующее место в его творчестве заняла фотография; начало этому было положено в 1924 исполнением ряда портретов (В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева, А. М. Довженко, портрета матери и др.). Мастер портрета, репортажной съемки, жанровых снимков, художник отличался новаторским использованием контрастной светотени, а композиционное построение кадров вызвало появление терминов "перспектива Родченко" и "ложная перспектива Родченко".В 1925 Родченко участвовал в Международной выставке декоративного искусства и художественной индустрии в Париже по четырем разделам и по каждому из них получил серебряную медаль: искусство книги, искусство улицы, театр и ансамбль мебели (проект оборудования Рабочего клуба).Первый опыт сценографии относится к 1920, когда художник спроектировал оформление пьесы А. М. Гана "Мы" (постановка не осуществлена); в 1928-32 исполнил эскизы театральных декораций и костюмов для московских театров, в том числе для постановки пьесы Маяковского "Клоп" в театре им. Вс. Мейерхольда (1929).Возвращение к живописи, фотографииВ 1930-е гг., после декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и метода, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию (травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951; восстановлен в 1954). В середине 1930-х гг. возвратился к живописи, написав серию картин на тему цирка и циркачей, со второй половины 1930-х гг. и на протяжении 1940-х гг. создавал декоративно-беспредметные работы. С 1934 оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий ("10 лет Узбекистана", 1934; "Первая Конная", 1935-37; "Красная Армия", 1938; "Советская авиация", 1939, и др.).Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован вместе с семьей в городе Очер, затем в Пермь; возвратился в Москву в 1942, работал над проектом художественного оформления выставок. В 1943-45 был главным художником московского Дома техники. В конце 1940-х гг. проектировал серию монографических плакатов о В. В. Маяковском, в 1955-56 создал эскизы оформления поэмы Маяковского "Хорошо!" совместно со Степановой.Сочинения:Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. М., 1982.Литература:Александр Родченко. Варвара Степанова. Будущее - единственная наша цель...: Каталог выставки: Вена, Австрийский музей прикладного искусства; Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Мюнхен, 1991.Karginov G. Rodcsenko. Budapest, 1975. (Переведена на франц. и англ. яз.).А. С. Шатских

portfolius.ru © 2008
Написать письмо