Страница 776

ДИАЛЕКТ (от греч . dialektos - говор, наречие), разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, профессиональной или социальной общностью.

ВОДОСБРОС (водосбросное сооружение) , гидротехническое сооружение, предназначенное для сброса излишней (паводковой) воды из водохранилища, а также пропусков воды в нижний бьеф. Водосброс с поверхностным пропуском воды называется водосливом, с глубинным - водоспуском.

ГЕБА , в греческой мифологии богиня вечной юности, дочь Зевса и Геры, на пирах богов выполняла обязанности виночерпия. Супруга Геракла.

АЙЗМАН Давид Яковлевич (1869-1922) , русский писатель, драматург. Рассказы и повести из жизни еврейской бедноты (многие из них печатались в сборниках товарищества "Знание"). В трагедии "Терновый куст" (1907; в России опубликована в 1920) романтическая патетика революционной борьбы сочетается со стилизацией библейских мотивов. Модернистские веяния в рассказах "Белый роман", "Черный роман" (оба 1908).

ЖАЛО , колющая часть органа нападения и защиты у самок некоторых перепончатокрылых насекомых. Жало у скорпионов (паукообразные) - игла (с каналом) на конце брюшка, у основания которой лежит ядовитая железа. Иногда жалом называют хоботок комара, а также (ошибочно) раздвоенный на конце язык змеи.

СЫВОРОТОЧНАЯ БОЛЕЗНЬ , проявление аллергии (боли в суставах, лихорадка, сыпь, зуд) после введения чужеродной сыворотки, обусловленное повышенной чувствительностью организма к ее белку.

ИРАКЛИЙ Севастийский (ум . ок. 320), один из сорока севастийских мучеников.

ТЕРМИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЯ , то же, что температурные напряжения.

КОРАБЛИКИ , то же, что наутилусы.

КАЖГАЛИЕВ Шамгон Сагиддинович (р . 1927), казахский дирижер, народный артист СССР (1985). С 1950 художественный руководитель и главный дирижер (с перерывом) оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы, в 1968-71 - Казахского симфонического оркестра. Профессор Алма-Атинской консерватории (с 1980).

НУЦУБИДЗЕ Шалва Исакович (1888-1969) , грузинский философ, литературовед, академик АН Грузии (1944). Перевел на русский язык поэму Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре".

ДЕЙНЕКА Александр Александрович [8 (20) мая 1899 , Курск - 12 июня 1969, Москва], российский художник. Мастер, воплотивший социально-утопические идеи коммунизма с особой пластической и эмоциональной силой. В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). В 1919-20 руководил студией при Курском политическом управлении, выезжал на фронт как художник агиттеатра, участвовал в обороне Курска от белых войск. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале "Безбожник" (или "Безбожник у станка"; с 1923). Броская, "снайперская" линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый - светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись ("Перед спуском в шахту", 1925, "На стройке новых цехов", 1926; обе - в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика "Обороны Петрограда" (1928, Центральный музей Вооруженных сил; повторение - 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов ("Бег", 1932-33, Русский музей). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма ("Игра в мяч", 1932, Третьяковская галерея). Почти мифологического величия достигают женские образы ("Мать", 1932, там же), порой задорно-эротичные ("На балконе", 1931, частное собрание, Москва). Мотивы счастливой страны будущего, - населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ ("Будущие летчики", 1938, Третьяковская галерея). Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена "Маяковская" (1938-39) - этих красочных "прорывах" из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны ("Оборона Севастополя", 1942, Русский музей). Во второй половине 1940-х его "физкультурные поэмы" обретают еще более праздничную, победную интонацию. Вещи позднего периода (мозаики "Хорошее утро" и "Хоккеисты",1959-60; за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему "лакировочному" искусству, став одним из важных стимулов "сурового стиля". Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969.

ЕЛЕЦКОЕ КРУЖЕВО , вид русского кружева, которое плетется на коклюшках. Существует с нач. 19 в. Центр - г. Елец (Липецкая обл.). Отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. В 1960 основан Елецкий комбинат художественных изделий (художники П. Г. Петрова, В. И. Григорьева).

portfolius.ru © 2008
Написать письмо